Российская розница закончила десятилетие бурного роста
До 2020 года темпы роста выручки ритейлеров будут вдвое нижеВ 2005–2015 гг. российская розничная торговля была одной из самых быстрорастущих в мире и уступала только индийским коллегам по приросту торговых площадей магазинов современных форматов. Совокупный среднегодовой темп (CAGR) прироста выручки десятки крупнейших ритейлеров за это десятилетие составил 21%, подсчитали аналитики Deutsche Bank.
Рост торговли, как правило, коррелирует с ростом ВВП, но в случае с Россией ритейл значительно опередил изменения показателя: в среднем за 2005–2015 гг. ВВП России рос на 3% в год, отмечают аналитики. Сказались и увеличение реальных доходов населения, и государственные программы, поддерживающие потребление, и то, что доля современной торговли изначально была невелика.
Сейчас «долгосрочные перспективы роста российского рынка [розничной торговли] могут быть менее привлекательными, чем в последние 10 лет», сказано в обзоре Deutsche Bank. Ситуация ухудшилась в конце 2014 г. – цены на нефть начали снижаться, рубль – обесцениваться, импорт продовольствия из ряда основных стран оказался под запретом.
«В следующие пять лет мы ждем замедления среднегодового темпа роста российской торговли продовольствием до 6,6%, что лишь немного выше инфляции (5%)», – прогнозируют аналитики Deutsche Bank. Топ-10 федеральных розничных сетей, по их мнению, скорее всего останутся главными источниками роста: в среднем они будут наращивать выручку до 2020 г. на 11% ежегодно.
Новые правила на будущее
Совет Федерации 29 июня одобрил кардинальные изменения в закон о торговле. Если поправки подпишет президент, ритейлерам придется менять модель работы с поставщиками. Сейчас бонус за объем закупок от поставщика для ритейлера ограничен 10%. По новым правилам в вознаграждение сети будут включены услуги по логистике, обработке и продвижению товаров поставщика. Общий размер вознаграждения ограничат 5% стоимости поставки. Закон негативно скажется на всех участниках рынка, заявляла ранее Ассоциация компаний розничной торговли: сократится производство, вымоются с рынка мелкие поставщики и сети, вырастут издержки, сократятся продажи розницы и производителей, сократится ассортимент, снизится прибыльность торговых сетей и налоговые отчисления и проч.
Рост выручки крупнейших сетей замедлится кратно, согласна с коллегами аналитик «ВТБ капитала» Мария Колбина. Никакая компания здесь не исключение, отмечает аналитик: главная причина – высокая база. Раньше можно было открыть 100 магазинов и удвоить сеть за год, а сейчас, например, сеть лидера рынка – «Магнита» насчитывает более 10 000 точек, поясняет Колбина. «Рынок достиг определенной степени насыщения», – рассуждает она.
В 2016 г. краснодарский «Магнит» планирует открыть не менее 2280 магазинов (1000–1100 формата «у дома», 1200 дрогери и 80 гипермаркетов) – примерно столько же, сколько за весь 2015 год. На конец мая в сеть входило 12 787 магазинов по всей стране.
Его основной конкурент – X5 Retail Group хочет открыть за год не меньше магазинов, чем в 2015 г., когда ее сеть выросла на 1537 магазинов до 7020. Также X5 заявляла о планах до конца 2019 г. вернуть лидерство на рынке.
Сейчас цены на нефть восстанавливаются, рубль укрепился, продовольственная инфляция замедлилась – можно говорить, что для российских потребителей ситуация в экономике стабилизировалась, считает Deutsche Bank. Этот вывод подтверждает исследование потребительских настроений агентства Initiative на основе данных ADV Brand Heat Index. Если в январе 2016 г. беспокойство россиян достигало пика – 44% респондентов соглашались с утверждением «Очень беспокоит текущая нестабильная экономическая ситуация в стране», – то с февраля его уровень начал падать. В апреле, по данным исследования, доля таких респондентов снизилась до 35%, а в мае – до 31%.
Российскому ритейлу еще есть куда расти, считают аналитики Deutsche Bank. В 2015 г. доля современных форматов в торговле России достигла 66%, на 1000 человек приходится 192 кв. м таких торговых площадей, отмечают аналитики. Тем не менее в странах с развитой розничной торговлей на 1000 человек приходится 400–600 кв. м торговой площади, а доля современной торговли – 75–85%. По прогнозу Deutsche Bank, Россия может достичь близких уровней к концу 2020 г., когда современная торговля может занять 73% рынка.
Для инвесторов российский ритейл по-прежнему история роста и консолидации отрасли, «это не нефтяной сектор», считает Колбина. «Рынок остается быстро растущим в контексте развивающихся рынков, если, например, сравнивать его с розничным рынком Восточной Европы», – отмечает аналитик: если в Польше крупнейший ритейлер занимает почти 20% рынка, то в России доля «Магнита» по итогам 2015 г. – около 7%.