РЖД готова брать локомотивы в лизинг или арендовать
Это помогло бы монополии сэкономить на закупках подвижного составаРЖД прорабатывает экономически более прогрессивные форматы владения локомотивами, такие как аренда или лизинг, сообщила РЖД. «Дальнейшее обновление парка будет происходить в условиях уменьшения государственной поддержки РЖД и снижения компанией тарифной нагрузки на экономику. При этом мы должны выполнить все задачи, которые ставит перед нами государство. Для этого необходимо иметь сбалансированный и эффективный с точки зрения эксплуатации локомотивный парк», – указал президент РЖД Олег Белозеров.
Всего РЖД потратит в 2016 г. 69,5 млрд руб. на покупку 507 локомотивов (износ парка около 69%). Инвестпрограмма монополии на 2016 г. – 424,1 млрд руб. Для пополнения парка РЖД в 2016 г. уже привлекла займы на 25 млрд руб. (в 2015 г. на покупку 502 локомотивов почти 60 млрд руб. выделил ФНБ). «В условиях повышения эффективности на первое место выходит вопрос качества тягового подвижного состава», – подчеркнул Белозеров. Он предложил более четко определить ответственность и производителя, и сервисных компаний, и эксплуатанта за нарушения в работе, перейти к заключению «контрактов жизненного цикла» при приобретении локомотивов. Представитель РЖД от дополнительных комментариев отказался.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что переход от покупки локомотивов в собственность к финансовому или операционному лизингу позволит монополии в краткосрочной перспективе оптимизировать инвестпрограмму и увеличить закупки тягового состава без привлечения бюджетных средств. Сейчас РЖД арендует локомотивы у частников, но это не носит массового характера. «Похоже, РЖД готова использовать различные инструменты для обеспечения финансовой гибкости», – подчеркивает эксперт. С другой стороны, продолжает Бурмистров, РЖД таким образом дает своеобразный сигнал органам исполнительной власти, что частные инвестиции в локомотивную тягу не обязательны, так как РЖД сможет обеспечить локомотивами растущий грузооборот. К тому же монополия бы сэкономила – аванс по лизинговому платежу составляет 10–20%, но РЖД может получить локомотивы даже без него, хотя это и приведет к увеличению конечной стоимости контракта, отмечает Бурмистров.
Крупнейшие собственники магистральных локомотивов – операторы Globaltrans, «Нефтетранссервис», «Трансойл», грузовладельцы СУЭК, «Фосагро» и оперлизинговая компания «ТМХС-лизинг», а маневровых – СУЭК, УГМК, «Газпром транс» и др. Бурмистров считает: если РЖД решит увеличить количество арендованных локомотивов, то арендодателями станут крупнейшие лизинговые компании и производители локомотивов, которые будут обслуживать парк по контрактам жизненного цикла.