Корпорации из развивающихся стран догоняют западных конкурентов

В некоторых отраслях их доля на мировом рынке превышает 40% – BCG
"Газпром" и еще 18 крупных компаний из развивающихся стран почти неотличимы от транснациональных корпораций из стран развитых, считают эксперты Boston Consulting Group/ Е. Разумный / Ведомости

Доходы транснациональных корпораций из развивающихся стран в 2009-2014 гг. росли в три раза быстрее, чем у их конкурентов из стран развитых, согласно Boston Consulting Group (BCG). Несмотря на недавнее замедление экономического роста, падение цен на сырье и валютных курсов, а также геополитические риски, бизнес ведущих компаний из развивающихся стран по-прежнему быстро расширяется, в том числе за рубежом, говорится в ее докладе.

В 2009-2014 гг. совокупная выручка 100 крупнейших компаний из 63 секторов обеих групп стран увеличилась с $33 трлн до $43 трлн, а доля выручки компаний из развивающихся стран в ней – с 18% до 25%, по данным BCG. Это произошло благодаря тому, что в этот период совокупный среднегодовой темп роста выручки корпораций из развивающихся стран составил 13%, а из развитых – 4%.

Авторы исследования выделили 100 ведущих компаний из развивающихся стран, которые продолжают уверенно расти несмотря на экономическую неопределенность. Впервые BCG создала подобный список 10 лет назад и теперь отмечает, что входившие в него компании оказались успешными и устойчивыми. В этом году в списке больше всего представителей Китая (28 компаний, включая Alibaba и Xiaomi) и Индии (16 компаний). Также в нем 23 компании из Латинской Америки и две из России – «Лукойл» и «Еврохим». Кроме того, BCG выделила 19 компаний, которые ранее попадали в эту категорию, но теперь уже почти неотличимы от транснациональных корпораций из развитых стран. В их число вошли « Газпром» и мексиканская Grupo Bimbo, второй по величине производитель продовольствия в Латинской Америке. Компания представлена в 22 странах, у нее 89 производств в США и Канаде. Выручка Grupo Bimbo в 2015 г. составила около $13,7 млрд; это примерно в 12 раз больше, чем у ее американского конкурента General Mills. Благодаря диверсификации лишь 35% выручки Grupo Bimbo приходится на долю Мексики, а 53% она получает в Северной Америке. «Она продает хлеб за доллары и покупает ингредиенты за доллары», поэтому имеет удивительно стабильную норму прибыли, приводит Financial Times мнение Фелипе Алвеса да Силвы, специалиста по Латинской Америке из управляющей компании Indosuez.

BCG признает, что эти компании не защищены от влияния негативных макроэкономических факторов. Так, чистый отток капитала из развивающихся рынков в 2015 г. превысил $500 млрд. Тем не менее, авторы исследования оптимистично смотрят на долгосрочные перспективы компаний из развивающихся стран и их способность добиваться успеха в непростые времена. Во многих из этих стран быстро увеличивается средний класс. Даже если экономический рост Китая и Индии замедлится до 5,5%, потребительские расходы в них увеличатся на $3,9 трлн в ближайшие пять лет, что эквивалентно всему ВВП Германии, считают эксперты BCG.

Экономики развивающихся стран в целом по-прежнему растут быстрее, чем развитых (4,3% против 2,1% по прогнозу МВФ на 2016 г.), указывает Марк Мобиус, исполнительный председатель совета директоров Templeton Emerging Markets Group. В ситуации нестабильности, спровоцированной решением Великобритании выйти из Евросоюза и неопределенностью относительно дальнейшей судьбы самого ЕС, развивающиеся страны смогут выделиться и некоторые – показать хорошие результаты благодаря своим уникальным фундаментальным качествам, считает он.

В различных секторах, включая бытовую технику и строительство недвижимости, доля компаний из развивающихся стран на мировом рынке превышает 40%, отмечает BCG. Особенно выделяется китайская Xiaomi, которая была основана в 2010 г., но уже является четвертым по величине производителем смартфонов в мире, а в Китае продает их больше, чем Apple. «Десять лет назад в этом списке доминировали компании из промышленного и сырьевого секторов, имевшие конкурентное преимущество с точки зрения издержек. Сегодня многие из компаний работают на представителей среднего класса в развивающихся и других странах, стараясь удовлетворить их пожелания и реализовать мечты», – говорит соавтор исследования Майкл Майер.