Ритейл готовится менять ассортимент после изменения закона о торговле

Не все поставщики смогут уменьшить цены поставки
Сети должны будут рассчитываться с поставщиками скоропортящихся товаров, срок годности которых менее 10 суток, максимум за восемь дней/ А. Гордеев/ Ведомости

Госдума приняла во втором и третьем чтениях поправки в закон о торговле, изменяющие схемы работы торговых сетей и их поставщиков. Первое чтение документа, внесенного депутатами во главе с Ириной Яровой и сенаторами, состоялось еще в мае 2015 г., после чего дискуссия между участниками рынка и чиновниками растянулась более чем на год.

Как принимали

Правительственные поправки и первоначальная версия поправок ко второму чтению предполагали более мягкие по сравнению с первоначальным вариантом изменения. Так, размер вознаграждения ритейла от поставщиков предлагалось ограничить 5% цены поставленного товара, а не 3% (сейчас – 10%), услуги по логистике не включать в его расчет, зато учитывать размер акциза для подакцизной продукции – отмены этого добивались производители крепкого алкоголя. Но за несколько часов до второго и третьего чтения в Госдуме комитет по экономполитике изменил формулировки. В итоге депутаты одобрили расчет 5%-ного вознаграждения с учетом логистики, но без акциза. Также, если поправки одобрит Совет Федерации и подпишет президент, будет запрещено использовать договор комиссии при поставках товаров, а сроки расчетов сетей и их поставщиков ускорятся, например, до восьми дней по товарам со сроком годности меньше 10 дней.

Председатель комитета по экономполитике Анатолий Аксаков пояснил пятничные изменения законопроекта решением большинства членов комитета. «Было предложено вернуться к варианту текста первого чтения, кроме величины бонусов [от поставщиков ритейлу], все остальное совпадает с первым чтением», – сказал он «Ведомостям». На вопрос, отреагировал ли как-то аппарат правительства на игнорирование своих поправок, Аксаков ответил: «По процедуре правительство предлагает свои варианты, и есть варианты депутатов. Мы отправляем их в главное правовое управление, и оно согласилось с вариантом, предложенным депутатами».

А вот бизнес такое резкое изменение правил игры удивило. На Петербургском экономическом форуме президенту России Владимиру Путину во время его встречи с крупным международным бизнесом гендиректор германской Metro Group Олаф Кох задал вопрос о законе, рассказали два участника той встречи. Ответ, по их словам, был дан вежливый и в благожелательном тоне: «Не волнуйтесь – мы примем правильные и сбалансированные решения». Представитель Metro Group подтвердил: после встречи с Путиным у компании сложилось понимание, что решения по закону о торговле будут сбалансированы. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не смог оперативно предоставить комментарий.

Пиррово вознаграждение

Сокращение сроков оплаты за поставленный товар – безусловный плюс для производителей, оно уменьшит потребность предприятий в оборотных деньгах, радуется Дмитрий Востриков, директор по развитию ассоциации производителей и поставщиков продтоваров «Руспродсоюз». От ограничения вознаграждения сети 5% «выиграют производители качественных и востребованных покупателем товаров», уверен он: ритейлеры станут тщательнее составлять «наиболее продаваемый ассортимент, который дает максимальную валовую торговую наценку, а не рекламные или прочие выплаты».

Тяжело быть маленьким

«Эти поправки [в закон о торговле] идут на пользу только крупнейшим производителям и крупнейшим сетям. Потому что все, о чем мы просили, не было услышано. Мы настаивали на запрете демпинга и просили не запрещать для нас договоры комиссии. Поэтому союз приостанавливает участие во всех согласительных комиссиях и в Кодексе добросовестных практик». Председатель координационного совета Союза независимых сетей России и совладелец калининградской сети «Семья» Олег Пономарев («Ведомости»)

Ритейлеры действительно собираются тщательнее подойти к выбору ассортимента. «Если поставщики не снизят цены, будем искать другие варианты поставок аналогичного товара», – заявил «Ведомостям» топ-менеджер одного из федеральных ритейлеров. У торговой сети есть два варианта, объясняет он: обеспечивать приемлемую для покупателя цену за свой счет или поднимать цены.

Если раньше поставщики продуктов могли договариваться с сетью, используя бэк-маржу (выплаты от скидок, премий и бонусов. – «Ведомости») как инструмент конкуренции, то сейчас они лишатся такой возможности, добавляет председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев. Поэтому, как только поставщики перейдут на фронт-маржу, сети начнут требовать одинаковых условий для всех, а размер поставок у всех сетей разный, продолжает он. Проблема, по мнению Ломакина-Румянцева, коснется многих, кроме поставщиков с большими рекламными бюджетами, например, производителей мяса и алкоголя, инвестировавших в собственные маркетинг и логистику.

Кроме того, есть требование ФАС выражать стоимость услуг ритейла поставщику не в процентах, а в рублях и для всех поставщиков одинаковой услуги она должна быть едина. «Непонятно, как разрешать противоречие, не нарушая требований регуляторов: сложно точно посчитать объем услуг по продвижению как процент товарооборота, чтобы он одновременно не превышал 5% закупки от совершенно разных поставщиков», – рассуждает сотрудник другого федерального ритейлера.

Положение крупнейших компаний выгоднее: у них лучше управление затратами и издержками, они, возможно, смогут найти варианты частичной компенсации новых ограничений за счет большей закупочной силы (способность договариваться о выгодных ценах за счет больших объемов закупок. – «Ведомости»), отмечает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. Но даже крупные ритейлеры давно оптимизируют операционные издержки, напоминает она, т. е. быстро и существенно сократить их может быть крайне сложной задачей.

Сроки поджимают

Совет Федерации рассмотрит проект поправок на текущей неделе, ожидает Ломакин-Румянцев, если документ будет одобрен и его подпишет президент, то не позднее 10 июля закон опубликуют, значит, с 20 июля он вступит в силу. Как следует из поправок, новые договоры должны заключаться с момента вступления закона в силу, говорит Алексей Поповичев, исполнительный директор «Русбренда» (объединяет в том числе Unilever, Coca-Cola, PepsiCo, Danone, Mars и др.). По его словам, членов содружества «беспокоит очень короткий переходный период» – у крупных компаний с сетями тысячи договоров. Для переоформления договоров с действующими поставщиками у торговых сетей есть полгода – срок небольшой, но в него можно уложиться, оптимистично настроен Востриков.

Представители «Магнита», «Ашана», «Ленты», «О’кей», «Дикси» отказались от комментариев; в X5 по существу на запрос не ответили.