Минтранс не признал аэропорт «Жуковский» московским

Это позволяет ему организовать рейсы по популярным международным направлениям
Минтранс не признал аэропорт «Жуковский» московским, это позволяет ему организовать рейсы по популярным международным направлениям
Минтранс не признал аэропорт «Жуковский» московским, это позволяет ему организовать рейсы по популярным международным направлениям / А. Гордеев / Ведомости

Аэропорт в Жуковском позиционировался как четвертый московский аэропорт, призванный разгрузить «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево». Инвестор «Рампорт аэро» (25% плюс 1 акция контролирует «Ростех», 75% минус 1 акция – у литовской Avia Solutions Group) вложил в терминал $27 млн и подписал соглашения об организации перевозок с пассажирскими Air Kyrgyzstan и SCAT, грузовыми «Авиастар-ТУ» и «Скай гейтсом».

Но юридически московским аэропортом он не будет: Минтранс определил «Жуковский» как аэропорт города Жуковского, а не Москвы, рассказал федеральный чиновник: «Это оптимально для его развития с точки зрения коммерческих прав на международные направления. Все права из Москвы серьезно ограничены». Это подтвердили представитель «Рампорт аэро» и гендиректор Air Kyrgyzstan Жолдошбек Бектурганов. «Принадлежность аэропорта к населенному пункту определяет Минтранс России в переписке с авиавластями заинтересованных иностранных государств, она закрепляется в таблице маршрутов, никаких нормативных актов не требуется», – продолжает собеседник «Ведомостей». Представители Минтранса, «Внуково» от комментариев отказались. «Шереметьево» оспаривать решение не планирует, – сказал его представитель. – Аэропорт в Жуковском развивается в рамках своей целевой пассажирской аудитории». Представитель «Домодедово» говорит, что отношения с партнерами построены на прагматичной основе, а не на возможных преимуществах, извлекаемых благодаря административным решениям.

Первые полеты

Первой из «Жуковского» скорее всего полетит в Астану SCAT, в июле старт продаж билетов, сказал представитель «Рампорт аэро». В Норильск собиралась начать полеты «Авиастар-ТУ». «Мы ориентируемся на июль», – говорит гендиректор авиакомпании Дмитрий Коваленко.

Условия двусторонних соглашений о воздушном сообщении (СВС) с каждым государством разные, говорит чиновник. В Италию или Францию летать из «Жуковского» не получится, так как все региональные квоты выбраны, но с Германией и Великобританией СВС не столь жесткие. Не будет ограничений и для таких направлений, как Алма-Ата, Астана, Тель-Авив, Пекин и Шанхай, следует из СВС на сайте Росавиации.

Рейсы по популярным международным направлениям и недорогое аэропортовое обслуживание могут привлечь авиакомпании, несмотря на плохую транспортную доступность аэропорта, отмечает заместитель гендиректора «Уральских авиалиний» Кирилл Скуратов. Крупным перевозчикам, имеющим технические базы в других московских аэропортах, это будет невыгодно: возникнут расходы на перегон пустых самолетов для техобслуживания в аэропорты базирования, не будет высокой оборачиваемости судов из-за ограничений на частоту полетов в «Жуковский» и стыковок с иностранными партнерами, говорит топ-менеджер другой авиакомпании.

«Из-за кризиса больших потоков у «Жуковского» в ближайшее время не будет, аэропорту придется работать в убыток, пока снова не начнется рост перевозок», – говорит профессор ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд.