BP не будет участвовать в приватизации «Роснефти»

Компанию устраивает ее нынешний статус крупного миноритария госкомпании
Роберт Дадли претензий к «Роснефти» не имеет/ Е. Разумный/ Ведомости

«Мы удовлетворены долей владения в «Роснефти», думаю, мы будем держать ее на текущем уровне», – заявил гендиректор BP Роберт Дадли, комментируя возможность покупки дополнительного пакета. Компания не будет ни наращивать, ни уменьшать долю в «Роснефти», уточнил представитель BP. Имеющийся пакет (19,75%) отвечает стратегическим интересам BP по работе в России, отметил он, отказавшись от дальнейших комментариев.

Высокопоставленному федеральному чиновнику известно о нежелании BP участвовать в готовящейся приватизации «Роснефти». Он объясняет эту позицию тем, что компанию устраивает нынешний статус, становиться очень крупным акционером она не хочет.

В этом году правительство планирует продать 19,5% «Роснефти», чтобы покрыть дефицит бюджета. В среду на Московской бирже такой пакет стоил 667 млрд руб. Сделка ожидается во второй половине этого года, говорил министр финансов Антон Силуанов. В покупке акций «Роснефти» могут принять участие разные инвесторы, передавал «Интерфакс» слова министра энергетики Александра Новака: «Я думаю, что могут быть и стратегические инвесторы, и какой-то пакет может быть продан миноритарным инвесторам».

Об интересе к приватизации уже заявили китайские CNPC и Sinopec. Финансовым консультантом выбран итальянский банк Intesa. Впрочем, недавно министр экономического развития Алексей Улюкаев говорил, что вероятность продажи пакета в этом году составляет 50 на 50.

Время экономить

Теоретически средства у BP есть: у нее на счетах к концу прошлого года скопилось почти $30 млрд. Но и чистый долг тоже внушительный – $26,3 млрд. Даже увеличение доли в «Роснефти» до блокирующей по текущей рыночной капитализации обошлось бы примерно в $2,8 млрд, а это не так уж и мало. Для сравнения: в 2016 г. вся капитальная программа BP должна составить около $16 млрд, напоминает Маринченко. Кроме того, в условиях низких цен на нефть и желания поддерживать дивиденды на прежнем уровне BP, в принципе, по возможности будет пытаться сокращать капвложения и инвестиции, говорит он.

Покупка всего госпакета превратила бы BP в суперминоритария. От 39,25% остается совсем чуть-чуть до контроля. Другой вариант – попытаться в ходе публичного размещения довести долю до блокирующей.

Серьезный стратег не будет существенно увеличивать долю в компании, пока не получит прозрачных правил игры и условий партнерства с другими крупными акционерами, говорит партнер корпоративной практики Goltsblat BLP Антон Панченков. У BP есть неоднозначный опыт СП в рамках ТНК-BP, когда тот же Дадли узнал много нового о методах ведения корпоративных конфликтов в России, напоминает он. Вряд ли BP получит гарантии неизменяемых правил совместной работы сейчас, кроме того, действуют санкции и отношения России и Великобритании не самые простые: в этих условиях едва ли BP будет интересно увеличивать пакет, резюмирует Панченков.

Увеличение пакета не даст ВР больше возможности влиять на деятельность компании, получить больше совместных проектов, говорит аналитик Renaissance Capital Ильдар Давлетшин. А без этого увеличение пакета превращается в финансовую инвестицию – что не является ключевой деятельностью для ВР. Даже если бы доля BP приблизилась к 25%, российское правительство явно было бы против и могло бы даже заблокировать сделку, считает младший директор отдела корпораций Fitch Ratings Дмитрий Маринченко.

Для государства интереснее два иностранных акционера в «Роснефти», нежели концентрация в руках BP 40%, соглашается директор Small Letters Виталий Крюков. Но даже если бы BP нарастила долю до 40%, правительство не пустило бы ее к контролю: во-первых, отношения с Западом серьезно ухудшились из-за санкций, во-вторых, даже в нормальной политической ситуации недра остаются важнейшим стратегическим ресурсом, заключает эксперт.

Bряд ли и акционеры BP приветствовали решение о дополнительной покупке акций «Роснефти», говорит Маринченко. Напротив, в связи с неблагоприятной геополитической ситуацией и страновыми рисками вопросы у них вызывает даже текущий пакет, добавляет он.