Fesco может продать свой пакет «Трансконтейнера»

Транспортная группа обсуждала с РЖД разные варианты продажи акций стоимостью почти 10 млрд рублей
Fesco может расстаться с пакетом «Трансконтейнера»/ Д. Гришкин/ Ведомости

Транспортная группа Fesco готова расстаться с долей в «Трансконтейнере», рассказали «Ведомостям» два человека, знакомых с топ-менеджерами РЖД, человек, близкий к «Трансконтейнеру», и человек, близкий к топ-менеджменту Fesco. Переговоры ведет управляющий партнер Fesco, ее крупнейший акционер – группа «Сумма», говорят они. По словам источников «Ведомостей», принадлежащие Fesco 24,17% акций «Трансконтейнера» могут достаться РЖД. Представители Fesco и «Суммы» намерение продать пакет «Трансконтейнера» и переговоры с РЖД отрицают.

Человек, близкий к топ-менедж­менту Fesco, говорит, что переговоры с РЖД о продаже ей акций оператора шли около месяца назад, компании не смогли договориться о цене. Во вторник 24,17% акций «Трансконтейнера» на Московской бирже стоили 9,9 млрд руб. Сколько хотела получить Fesco, собеседник «Ведомостей» не сказал. Fesco купила первые 12,5% «Трансконтейнера» еще в 2010 г. на IPO за $138,9 млн и постепенно увеличивала долю.

«Трансконтейнер»

Контейнерный оператор
Основные акционеры – ОТЛК (50% плюс 2 акции), Fesco (24,17%), УК «Трансфингруп» (8,45%).
Капитализация – 41,4 млрд руб.
Выручка (МСФО, 2015 г.) – 42,5 млрд руб.
Чистая прибыль – 2,8 млрд руб.

Источник, близкий к топ-менеджменту РЖД, говорит, что загвоздка была не столько в цене сделки, сколько в ее структуре. За последние месяцы «Сумма» предлагала несколько возможных вариантов сделки, говорит собеседник. В частности, «Сумма» готова была включить в сделку не только пакет в «Трансконтейнере», но и дополнительные активы, в частности строящийся угольный терминал в порту Восточный, поясняет источник «Ведомостей». Человек, близкий к топ-менеджменту РЖД, рассказывает, что обсуждалась и другая конфигурация: РЖД, купив долю в Fesco в «Трансконтейнере», продаст обратно часть терминалов «Трансконтейнера» и 50% в «Русской тройке» (СП с Fesco, оператор фитинговых платформ). Источник, близкий к топ-менеджменту Fesco, о возможной структуре сделки говорить не стал.

К тому же из-за тяжелого финансового положения Fesco у РЖД весомая переговорная позиция, говорит один из собеседников «Ведомостей». До этого года «Трансконтейнер» ежегодно платил дивиденды – по 25% от чистой прибыли по РСБУ. За 2014 г. компания заплатила 985,97 млн руб. (на долю Fesco пришлось 238,3 млн руб.). Чистая прибыль в 2015 г. была 1,85 млрд руб. (менеджмент предлагал выплатить акционерам половину – 925 млн руб.). Но рекомендации по распределению прибыли за 2015 г. заблокировали представители РЖД и НПФ «Благосостояние» в совете директоров «Трансконтейнера» (6 из 11).

Fesco

Транспортная группа
Основные акционеры – группа «Сумма» (32,5%), GHP Group (23,8%), TPG (17,4%), East Capital (4,9%).
Капитализация – 6,9 млрд руб.
Выручка (МСФО, 2015 г.) – 41,6 млрд руб.
Чистый убыток – 11,5 млрд руб.

Продажа «Трансконтейнера» – вопрос времени, на продаже непрофильных активов настаивают и держатели еврооблигаций на $655 млн, рассуждает человек, близкий к Fesco. Для самой Fesco, конечно, выгоднее был бы обмен активами, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Получение контроля над частью терминалов «Трансконтейнера» – правильный стратегический шаг: строить новые и долго, и дорого, указывает эксперт. Кроме того, денежная сделка по продаже пакета «Трансконтейнера», вероятнее всего, потребует от Fesco направить средства на погашение долга по еврооблигациям. Инвестировать в расширение бизнеса компания сможет нескоро, учитывая финансовое положение и высокий уровень долговой нагрузки, отмечает эксперт.