Игорь Ротенберг с партнерами купили подрядчика «Шереметьево»

ООО «Энерго-строй» строит в «Шереметьево» терминал и тоннель за $630 млн
Строительство нового терминала в «Шереметьево» нельзя отдавать в чужие руки
Строительство нового терминала в «Шереметьево» нельзя отдавать в чужие руки / М. Стулов / Ведомости

Примерно в это же время у «Энерго-строя» сменились владельцы: прежде ООО на 100% принадлежало российским структурам Renaissance, а 9 марта владельцем 99% стала голландская «Дина груп Б. В.», оставшийся 1% перешел к гражданину Турции. 27 апреля, по данным ЕГРЮЛ, 50% «Энерго-строя» получила компания «ТПС недвижимость», а доля «Дины» сократилась до 50%.

В середине января гендиректор международного аэропорта «Шереметьево» Михаил Василенко сообщил, что в тендерах на терминал В ($300 млн), межтерминальный тоннель ($330 млн) и вторую очередь грузового терминала ($45 млн) участвуют австрийская Strabag, а также турецкие Limak и Renaissance Construction. 13 марта подрядчиком терминала и тоннеля было выбрано ООО «Энерго-строй».

«ТПС недвижимость» принадлежит кипрской TPS Real Estate Holdings, 66,6% которой принадлежит трасту, действующему в интересах семей депутата Госдумы Александра Скоробогатько и Александра Пономаренко, а оставшиеся 33,3% контролирует Игорь Ротенберг – сын друга президента России Владимира Путина Аркадия Ротенберга. Компания управляет четырьмя торгово-развлекательными центрами (ТРЦ) в России и на Украине общей площадью 608 000 кв. м, еще два ТРЦ общей площадью 251 000 кв. м будут достроены в Москве. Через TPS Avia Group Скоробогатько, Пономаренко и Аркадий Ротенберг владеют «Шереметьево холдингом» – с 2016 г. контролирующим акционером «Шереметьево». $630 млн в терминал и тоннель инвестирует именно «Шереметьево холдинг».

«Энерго-строй» выбран подрядчиком, так как предложил лучшие условия, в том числе финансовые, и банковские гарантии, – сказал представитель «Шереметьево». – Вхождение в его капитал «ТПС недвижимости» позволит контролировать сроки, качество и бюджет стройки». «ТПС недвижимость» и «Энерго-строй» на запрос не ответили, в Renaissance сообщили, что не имеют к нему отношения.

«Средняя маржа на таких объектах – 3–5%, «Энерго-строй» наверняка куплен с целью контролировать расходы, чтобы средства не шли на другие проекты подрядчика. Терминал и тоннель – сложные проекты», – считает гендиректор «Штрабага» Александр Ортенберг.

«Энерго-строй» строит жилые и торговые объекты, в том числе крупные ТРЦ и автоцентры, сказано на его сайте. В 2014 г. выручка компании – 10,4 млрд руб., 269 млн руб. – прибыль от продаж и 109 млн – чистая прибыль (данные «СПАРК-Интерфакса», более поздних нет), долгов перед банками не было. «Компании строительной отрасли оцениваются, если нет крупной недвижимости или больших долгов, в 6–7 EBITDA», – говорит Ортенберг. Таким образом, весь «Энерго-строй» может стоить 1,6–1,9 млрд руб.

Объекты должны быть построены к чемпионату мира по футболу 2018 г., говорит представитель «Шереметьево».

«Renaissance создает много не очень крупных «дочек», но все управленческие и технологические решения принимаются менеджерами, в том числе турецкими, головных структур. Самостоятельно «дочка» такие проекты не осилит, придется привлекать экспертизу и силы сторонних компаний, очень вероятно, из того же Renaissance», – сказал менеджер строительной компании.

«Градостроительный совет Московской области одобрил строительство терминала В площадью 114 000 кв. м, пропускной способностью 20 млн человек в год, пассажирского и багажного тоннелей длиной 6,28 и 2,1 км», – сообщил зампред областного правительства Герман Елянюшкин.