Определен первый участок трассы скоростного трамвая в Подмосковье
Ветка Подольск – «Домодедово» оценена в 148 млрд рублейОб этом «Ведомостям» рассказал губернатор Московской области Андрей Воробьев. Стоимость участка Подольск – «Домодедово» – Жуковский – Раменское протяженностью 74,5 км с 16 станциями может составить от 92 млрд до 98 млрд руб. До 75% этой суммы власти Подмосковья надеются привлечь у инвесторов. Остальное предоставит область.
В целом проект предполагает строительство вокруг Москвы кольцевой трассы скоростного трамвая, которая соединит основные города и аэропорты Московской области. Ее длина составит 241 км. Трасса пройдет через 26 крупных подмосковных городов с совокупным населением более 2,5 млн человек. «Проект важен с точки зрения создания комфортного транспортного сообщения между городами и муниципалитетами области, – говорит Воробьев. – Он разгрузит радиальные направления пассажиропотока, снизит нагрузку на автодороги на 15% и сократит время перемещения между населенными пунктами и аэропортами Московского авиационного узла в 2–3 раза». Для сравнения: время в пути из Подольска в аэропорт «Домодедово» сейчас составляет 1 час 43 минуты, а будет 31 минута, отмечает Воробьев.
Проект планируется реализовать на основе государственно-частного партнерства. Предполагаемый срок концессии – 30 лет. В презентации проекта, с которой удалось ознакомиться «Ведомостям», указано, что получены повторные письма заинтересованности в проекте от нескольких структур. Воробьев указывает, что проектом интересуются «ВТБ капитал», Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК), Евразийский банк развития (ЕАБР), Сбербанк, РФПИ, Siemens и Alstom. Участие Alstom и Siemens объяснимо: они заинтересованы в поставке подвижного состава, оборудования для депо, объясняет партнер PwC Дмитрий Ковалев.
Сколько стоит проезд
Тариф планируется сделать регулируемым. Пока предусмотрены четыре тарифные зоны на протяжении всего маршрута – от 50 до 170 руб. в зависимости от дальности поездки.
Представители ЦППК, ЕАБР, «ВТБ капитала» и российского офиса Siemens подтвердили: их компании интересуются проектом. Получить комментарии у их коллеги из Alstom не удалось; в Сбербанке и РФПИ на вопросы «Ведомостей» не ответили.
Сейчас с инвесторами обсуждается возможная финансовая модель проекта, говорит зампред правительства Московской области Денис Буцаев. Ключевые вопросы – это наличие средств у самого региона и гарантии софинансирования от Московской области, включение ТПУ в объект концессии, а также покрытие рисков трафика со стороны концедента. «Оплата за проезд не будет существенно покрывать капиталовложения инвестора, – сказал Буцаев. – Мы рассчитываем, что эффект от использования инфраструктуры в виде ТПУ станет существенным источником для возврата инвестиций. Также в плюс сыграет и развитие прилегающих территорий».
Новый вид транспорта будет востребован, уверен Ковалев. Но пока не решен вопрос, при каком уровне тарифов он будет окупаемым, продолжает эксперт. «Тариф, который обеспечит окупаемость проекта, скорее всего будет не по карману населению, – рассуждает Ковалев. – Нужен будет либо капитальный грант, либо доплата по схеме минимального гарантированного дохода». Гендиректор Infranews Алексей Безбородов настроен более критически. Он не видит смысла в одновременном строительстве скоростного трамвая и платной ЦКАД. Он считает, что нужно построить дороги и продавать маршруты: «Пусть автобусы всех развозят». Скоростной трамвай – хорошее решение для густонаселенных территорий, а в области такого количества людей нет, полагает Безбородов.
Если окупаемость проекта будет недостаточной, предусматривается возможность капитального гранта со стороны государства, отмечает Буцаев. Сейчас Московская область проектирует линию скоростного трамвая, конкурс планируется объявить в конце года.