У крупнейшего рыболовецкого холдинга остался один владелец

Виталий Орлов выкупил 33% «Карата» у шведа Магнуса Рота, решив тем самым проблему с квотами
«Норебо холдинг» контролирует 10 компаний, занимающихся рыбной ловлей на Севере и Дальнем Востоке России
«Норебо холдинг» контролирует 10 компаний, занимающихся рыбной ловлей на Севере и Дальнем Востоке России / DPA/TASS

Орлов выкупил у Рота 33% АО «Норебо холдинг», головной компании «Карата», сообщил в понедельник отраслевой портал Undercurrent News со ссылкой на источники. Юрисконсульт Рота подтвердил факт продажи, не уточнив размер проданного пакета. Сделка закрыта 5 мая, Орлов – основной покупатель, часть акций выкупили структуры холдинга, которые контролирует Орлов, уточнил представитель «Карата» Сергей Сенников, не раскрыв долю, которая была приобретена. Орлов в феврале в интервью «Коммерсанту» называл себя владельцем 67% «Норебо», остальные акции, по его словам, принадлежали Роту. Сумму сделки стороны не раскрывают.

«Норебо холдинг» контролирует 10 компаний, занимающихся рыбной ловлей на Севере и Дальнем Востоке России, им принадлежало 15% квот на вылов минтая, трески и сельди. Годовая выручка «Карата» достигает $500–600 млн, это крупнейшая рыбодобывающая компания страны.

Орлов сотрудничал с Ротом четверть века. Рот рассказывал норвежскому журналу Norsk Fiskerinaering, как в 1991 г. пригласил Орлова в торговую компанию Scansea, первой из иностранцев открывшей офис в Мурманске. В 1997 г. партнеры учредили Ocean Trawlers (по 33% акций, еще треть они впоследствии выкупили у третьего участника), которая продавала российским рыбакам норвежские суда, рассказывал Рот. На ее основе затем развился «Карат».

Представитель Рота не объясняет причины прекращения партнерства. Рот участвовал в холдинге как инвестор, но сейчас инвестировать ему стало неинтересно, говорит Сенников, подчеркивая, что выход Рота из бизнеса никак не отразится на реализации планов компании, поскольку холдинг использует в основном российские заемные и собственные средства.

Опыт китайцев

В 2012 г., после того как Pacific Andes сообщила, что контролирует 60% российского рынка минтая, ФАС проверила несколько десятков компаний и, признав Pacific Andes нарушившей закон об иностранных инвестициях, вынудила ее продать свои компании.

Продажа доли может быть связана с запретом на участие иностранцев в капитале рыбодобывающих компаний, предполагает топ-менеджер одной из них.

Участие иностранного капитала в рыбодобывающих компаниях возможно по согласованию с правительственной комиссией по иностранным инвестициям. С 2015 г. правительство разрешило Росрыболовству отказывать в выдаче разрешений на вылов, если у компании есть иностранный капитал, не подтвержденный комиссией. Следующий шаг – готовится постановление правительства, которое утвердит процедуру изъятия квот у таких компаний, говорит представитель ведомства.

Норвежское гражданство было и у Орлова, но в 2014 г. он избавился от него, говорил представитель «Карата».

Последние несколько лет роль Рота в холдинге снижалась, он активно участвовал в управлении на этапе, когда продукцию продавали через Норвегию, указывает знакомый обоих бывших партнеров. Весь холдинг он оценивает минимум в $1 млрд, но с учетом снижения роли Рота его доля могла стоить и менее $330 млн, указывает он.

По законам о защите конкуренции и о порядке осуществления иностранных инвестиций в стратегические предприятия ходатайства в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) о приобретении доли «Норебо холдинга» не поступали, сообщил представитель службы.