CNPC начинает строить «Силу Сибири»

Китай намерен построить 30-80 км газопровода на своей территории в 2016 году
Соглашение о проектировании и строительстве трансграничного участка «Силы Сибири», включая подводный переход через реку Амур, «Газпром» и CNPC подписали в декабре 2015 г./ ПАО «Газпром»

«Газпром» и китайская CNPC в июне начнут начнут строительство приграничной части газопровода «Сила Сибири», передает «Интерфакс». Китайская сторона в 2016 г. планирует построить 30-80 км газопровода на своей территории, сообщил председатель совета директоров CNPC Ван Илинь.

«Согласно нашему графику, стороны начнут строительство пограничной зоны уже в июне этого года. Речь идет о подводном переходе через реку Амур», - рассказал Ван Илинь в интервью телеканалу «Россия-24».

Соглашение о проектировании и строительстве трансграничного участка «Силы Сибири», включая подводный переход через реку Амур, «Газпром» и CNPC подписали в декабре 2015 г.

Согласно договору между «Газпромом» и CNPC, по газопроводу «Сила Сибири» Китай получит 38 млрд куб. м в течение 30 лет. Ресурсная база - Чаяндинское месторождение в Якутии и Ковыктинское в Иркутской области. Протяженность российской части от Ковыктинского месторождения до Благовещенска - около 3000 км.

Важен сам факт начала строительства в Китае, считает аналитик Сбербанк CIB Валерий Нестеров. «Китайцы вряд ли готовы зарывать деньги в землю: если они начали, то трубу построят», - полагает аналитик. Однако у него нет полной уверенности, что стыковка с российской частью произойдет в 2018 г.: «И мы не очень спешим, поскольку «Газпром» сократил capex на «Силу Сибири» в этом году».

«Газпром» снизил прогноз по строительству газопровода на 2016 г. (планируется построить 400 км магистрали), но не меняет планы по вводу мощностей в 2018 г., говорил зампред правления «Газпрома» Виталий Маркелов. Сейчас построено 115 км линейной части «Силы Сибири».

Вряд ли китайская сторона будет задерживать строительство, считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук: за границей предстоит построить только газопровод, и расстояние меньше. «Все же главное — это российская часть и не только трубопровод, но и разработка месторождений для поставки газа», - говорит Полищук. Оценить стоимость строительства китайского участка аналитики не берутся. Но, по словам Нестерова, оно точно обойдется в разы дешевле российского участка: «Это не Якутия, где вечная мерзлота и отсутствие инфраструктуры».

По мнению Нестерова, стороны ждут восстановления нефтяных цен и возврата цен на газ до более-менее приемлемого уровня, чтобы вернулся стимул развивать эти проекты. «Есть понимание, что это долгосрочный контракт и руководствоваться конъюнктурными колебаниями цен не следует, тем не менее, потребности газа в Китае растут не так быстро и спешить не надо», - заключает аналитик.