ФАС может дерегулировать тарифы в региональных аэропортах
Служба считает, что некоторые аэропорты могут конкурировать друг с другомЕсть региональные рынки, на которых возможна конкуренция между аэропортами, регулирование тарифов на них может быть отменено, как это было сделано в аэропортах Московского авиаузла (МАУ), рассказал замначальника управления регулирования транспорта ФАС Андрей Кузнецов. 30 ноября ФАС перестала регулировать в МАУ аэропортовые сборы за взлет-посадку, авиационную безопасность, аэровокзальное обслуживание (с каждого пассажира) и сверхнормативную стоянку судна, 21 февраля 2016 г. это решение вступило в силу.
Если будут обращения от аэропортов или региональных властей, ФАС в первую очередь определит границы хождения услуги, затем внутри границ проанализирует аэропорты на предмет удаленности друг от друга, доступности, продолжает Кузнецов, но не называет аэропорты. Руководитель ФАС Игорь Артемьев сказал ТАСС, что сферы конкуренции есть в Поволжье, но, например, на Дальнем Востоке никакой конкуренции нет. Другой федеральный чиновник говорит, что конкурировать могли бы аэропорты Краснодарского края – Анапы, Сочи, Геленджика.
«Много крупных аэропортов на Урале, но я не возьмусь сказать, что они конкурируют, – у каждого свои пассажиры. Или Поволжье – Волгоград далеко от Астрахани и Саратова, Уфа – от Казани, не соглашусь, что они конкуренты», – говорит менеджер холдинга «Новапорт» (владеет 11 аэропортами). Аэропорты Кубани не подходят, так как принадлежат одной компании («Базэл аэро»), продолжает он. При этом «Новапорт», рассуждает собеседник, обратился бы за дерегулированием тарифов, так как ФАС часто не соглашается поднять их даже на половину годовой инфляции.
«Мы эту инициативу приветствуем, она назрела давно, в первую очередь для аэропортов, реализующих инвестпрограммы. Мы построили в Нижнем Новгороде новый терминал за 5 млрд руб., но по нашей заявке на корректировку тарифов уже несколько месяцев не принимается решение», – говорит представитель холдинга «Аэропорты регионов». Между региональными аэропортами есть элементы конкуренции. Инициатива ФАС может быть актуальна для средней полосы, где высока плотность аэропортов.
«Сейчас нерегулируемые аэропортовые тарифы составляют около 60% расходов авиакомпании в аэропортах. Эти тарифы ежегодно растут опережающими темпами. За 10 лет расходы авиакомпаний в аэропортах почти удвоились. В целом в региональных аэропортах ставки выше, чем в МАУ», – говорит представитель S7.