Японию беспокоит, что Россия хочет возить нефть и газ только своими судами

Посольство предупредило российских чиновников о возможных проблемах с энергетическими проектами
Япония боится потерять долю на рынке перевозок российских углеводородов
Япония боится потерять долю на рынке перевозок российских углеводородов / Д. Гришкин / Ведомости

Россия предлагает Японии новые проекты. В 2013 г. «Роснефть» и японская Inpex договорились о совместной работе на шельфе Охотского моря. Позже президент российской компании Игорь Сечин предложил японским компаниям месторождения в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а «Новатэк» – в проекте «Арктик-СПГ – 2» (см. врез).

Посольство Японии в России советует российскому правительству «тщательно и осторожно» решать вопрос об ограничении перевозок нефти и газа российскими судами, «с тем чтобы не налагались неадекватные ограничения на деятельность в сфере морских перевозок японских компаний, участвующих в энергетических проектах в России». Письмо от 21 апреля (копия есть у «Ведомостей») было отправлено в Минтранс, копии – вице-премьеру Аркадию Дворковичу, в МИД, Минэнерго, Минэкономразвития. Представители Минтранса и Минэкономразвития подтвердили получение письма: «Вопрос прорабатывается». То же сказал собеседник в МИДе. Получить комментарии представителей Дворковича и посольства Японии не удалось.

Сейчас идет работа по внесению изменений в законодательство, чтобы ограничить перевозки нефти и газа судами под российским флагом, а с 2020 г. – только судами, построенными в России, говорится в письме. Эту идею в конце марта поддержал Дворкович, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с итогами совещания у вице-премьера.

Новый СПГ-проект

Японские банки Tokyo-Mitsubishi, Sumitomo Mitsui и Mizuho могут прокредитовать «Арктик-СПГ – 2», сказал помощник президента Юрий Ушаков (его цитирует «Интерфакс»). Проект предполагает строительство завода по сжижению газа на базе Салмановского месторождения на Гыданском полуострове.

Японские компании беспокоятся, что если ограничения коснутся внешних перевозок, то могут возникнуть трудности с реализацией различных проектов в области энергетики, появятся дополнительные расходы, связанные с переводом судов под российский флаг, говорится в письме. Для перевозки СПГ на судах необходим будет капитан и старший механик с российским гражданством и с опытом, но в России их нехватка. Предлагаемые изменения противоречат некоторым международным документам и приведут к дискриминации судов, построенных за рубежом, по сравнению с судами, построенными в России, следует из письма.

В 2015 г. из России в Японию было экспортировано 6,5 млн т СПГ, 14,5 млн т нефти, 1,7 млн т нефтепродуктов. Японские компании участвуют в двух СРП-проектах – «Сахалин-1» и «Сахалин-2», на которые распространяется так называемая «дедушкина оговорка»: неухудшение экономических условий заключенных соглашений, напоминает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Михаил Субботин. Поэтому если будет принят закон, вводящий какие-либо новые ограничения на перевозки углеводородов иностранными судами, то на действующие СРП он распространяться не должен, считает эксперт.

Япония боится потерять долю на рынке перевозок российских углеводородов, говорит директор Small Letters Виталий Крюков. По его словам, совсем отказаться от зарубежного флота с 2020 г. для России нереально: «Но тренд на локализацию производства судов продолжится». Крупнейший перевозчик российской нефти и газа – «Совкомфлот» (флот из 140 судов). Значительная часть его судов построены не в России. Суда для «Ямал СПГ» строятся на южнокорейской DSME.

Площадкой для строительства российского флота должен стать судостроительный комплекс «Звезда» в Приморье. К 2020 г. он начнет выпускать танкеры водоизмещением 350 000 т, газовозы, суда ледового класса и другую технику, а в конце 2024 г. планируется завершить полный ввод в эксплуатацию «Звезды», сказал секретарь Совета безопасности Николай Патрушев «Российской газете».