Доход группы «Аптечная сеть 36,6» от премий за 2015 год вырос в шесть раз

Компания стала лидером рынка – производители лекарств не могут ей отказать
На конец 2015 г. «Аптечная сеть 36,6» управляла 934 розничными точками
На конец 2015 г. «Аптечная сеть 36,6» управляла 934 розничными точками / Д. Абрамов / Ведомости

В 2015 г. группа «Аптечная сеть 36,6» (управляет аптеками «36,6», A.v.e, «Гор­здрав» и др.) получила 1,5 млрд руб. дополнительных премий от поставщиков против 258 млн руб. годом ранее. Это следует из аудированной отчетности компании по МСФО за 2015 г.

«Доходы от премий включают в себя скидки, которые аптекам группы предоставляют производители, а также разновидность ретробонуса», – уточнил директор по корпоративным финансам «Аптечной сети 36,6» Юрий Гусаров. Компании удалось увеличить долю прямых контрактов с производителями за счет роста масштабов бизнеса, объясняет Гусаров причины роста доходов от премий.

«Аптечная сеть 36,6» – крупнейший ритейлер на фармацевтическом рынке по итогам IV квартала 2015 г., согласно данным DSM Group. Благодаря слиянию с аптечными группами A.v.e и А5 доля компании на российском рынке составила 5,6% и около 17% на московском, отмечал ранее гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. На 31 декабря 2015 г. «Аптечная сеть 36,6», по собственным данным, управляла 934 розничными точками. В ближайшее время положение группы будет недостижимо для остальных участников рынка, полагают аналитики DSM.

В 2015 г. после объединения «Аптечной сети 36,6» с конкурентами премии, которые группа требует от производителей, выросли в разы, говорит заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков. Его слова подтверждает топ-менеджер и другого иностранного производителя лекарств: группа запрашивает самые большие скидки и производители не могут отказаться – у «Аптечной сети 36,6» самое большое число точек в Московском регионе, объясняет собеседник «Ведомостей».

Стоимость маркетинговых услуг, которые предоставляют в целом аптеки производителям, за прошлый год выросла на 10–20%, говорит представитель «Эвалара». Комментировать стоимость премии для «36,6» она отказалась. Аптеки, входящие в группу «Аптечная сеть 36,6», в 2015 г. стали запрашивать скидку до 60% от цены производителя, говорит сотрудник крупного фармпроизводителя, прежде она была меньше.

При этом, как замечает Глушков, производители готовы отдавать ритейлеру большую долю цены далеко не от всех препаратов: у импортных лекарств и препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП, цены на них регулируются государством) маржинальность слишком низкая, чтобы платить за них премии. Премии и ретробонусы аптекам группы, похоже, действительно платят только производители лекарств. Так, фармдистрибутор «Катрен» никаких ретробонусов или скидок аптекам группы не предоставляет, сообщил совладелец компании Леонид Конобеев.

Долг растет

12,9 млрд руб. составлял чистый долг группы «Аптечная сеть 36,6» на конец 2015 г., следует из годовой отчетности компании по МСФО, за год он вырос на 21,7%

Несмотря на существенное увеличение дополнительных доходов от премий поставщиков, «Аптечная сеть 36,6» завершила 2015 г. с убытком в 1,2 млрд руб. против 43 млн руб. годом ранее при росте выручки на 67% до 31,9 млрд руб. Убыток увеличился в основном из-за изменения в конце 2014 г. ключевой ставки ЦБ (16 декабря 2014 г. Банк России повысил ее с 10,5 до 17%. – «Ведомости») и, соответственно, удорожания заемных средств, пояснил Гусаров. По его словам, это повлияло на стоимость расходов по обслуживанию банковского долга в 2015 г. Финансовые расходы «Аптечной сети 36,6» выросли в полтора раза – с 1,3 млрд руб. в 2014 г. до 2 млрд руб. в 2015 г., согласно отчетности, в том числе на обслуживание процентов по банковским овердрафтам и кредитам – с 1,1 млрд до 1,9 млрд руб. соответственно. К концу прошлого года стоимость заемных средств вернулась к показателям до декабря 2014 г., добавил Гусаров.

Представители Федеральной антимонопольной службы, ГК «Протек», GlaxoSmithKline, Pfizer, «Р-фарм» на запрос «Ведомостей» не ответили.