Air Astana получит скидку на транссибирские роялти

Россия согласилась взимать меньшую плату, но отменять ее совсем не готова
Казахская Air Astana сумела выторговать себе скидку на полеты над Сибирью
Казахская Air Astana сумела выторговать себе скидку на полеты над Сибирью / М. Стулов / Ведомости

За пролет над Сибирью без посадки в России иностранные авиакомпании вносят платеж (роялти) «Аэрофлоту», размер которого зависит от количества перевезенных пассажиров и договоренностей с «Аэрофлотом». Больше всего по транссибирскому маршруту летают Air France, British Airways и Lufthansa, рассказывал менеджер одной из них. Air Astana пролетает над Сибирью всего 300 км на единственном маршруте Астана – Улан-Батор, по определению Международной организации гражданской авиации (ICAO), трассы между Казахстаном и Монголией не относятся к системе транссибирского маршрута и платеж за него взиматься не должен, сообщили в пресс-службе перевозчика.

Авиационные власти России готовы предоставить Air Astana право пролета по транссибирскому маршруту на «весьма льготных условиях», говорится в протоколе встречи Минтранса России и министерства по инвестициям и развитию Казахстана (его опубликовала Росавиация в среду). Что представляют собой льготные условия – в документе не сказано.

Вместе со льготой по роялти Россия предлагает назначить на маршрутах Астана – Москва и Алма-Ата – Москва еще по одному перевозчику с частотой семь раз в неделю (сейчас назначены «Аэрофлот» и Air Astana), причем казахская сторона может не ставить на маршруты вторую авиакомпанию, а отдать новые частоты Air Astana, говорится в протоколе. Страны бывшего СССР противятся расширению авиасообщения с Россией потому, что у них всего по одной сильной авиакомпании, больше им назначать, по сути, некого, рассказывал федеральный чиновник.

Сибирская тайна

Размер получаемых ежегодно «Аэрофлотом» роялти не раскрывается, участники рынка оценивают их от $200–300 млн (столько было в 2000-е, когда из них не делали тайны) до $800 млн (исходя из роста авиасообщения между Европой и Азией).

Казахстан предложил, чтобы Air Astana летала без роялти и добавилось еще по две частоты в неделю уже назначенным перевозчикам, говорится в протоколе. Так как позиции стран разные, то они решили до 20 августа подготовить дорожную карту по развитию авиасообщения, Россия представит свои предложения до 20 июня.

Представители Минтранса России, «Аэрофлота» и Air Astana переговоры вчера не комментировали. Представитель мининвестразвития Казахстана не отвечал по мобильному.

«Платежи от Air Astana копеечные, важен сам факт. Если позволить какому-либо перевозчику из какой-либо страны не вносить роялти, то будет создан очень плохой прецедент, так как транссибирскими платежами недовольны все иностранные авиакомпании», – говорит человек, близкий к «Аэрофлоту». Если Минтранс предлагает казахам скидку по роялти, значит, вопрос согласован с «Аэрофлотом», для которого с финансовой точки зрения это ничего не значит, добавляет собеседник. Причем скидка, продолжает он, не создаст опасного прецедента: другие перевозчики и их страны могут тоже просить о льготах, Россия сможет требовать взамен либерализации авиасообщения, такое уже бывало.

«Цены на перевозки в Казахстан высокие, любая авиакомпания, в том числе «Ютэйр», была бы заинтересована в развитии на этом направлении», – говорит гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов. «Астана и Алма-Ата – интересные направления. Мы будем претендовать на эти частоты, если они появятся», – сказал представитель S7. Шесть маршрутов в Казахстан из Москвы (в Астану, Алма-Ату, Актау, Атырау, Актобе и Шымкент) «Аэрофлот» получил 26 октября 2015 г. вместо лишенной сертификата эксплуатанта «Трансаэро». Это самые коммерчески интересные направления «Трансаэро», говорили два федеральных чиновника и источник в «Аэрофлоте».