Пятиклассница обманула «Внуково» и «Россию»

Правоохранительные органы изучают обстоятельства прилета 11-летней девочки в Санкт-Петербург
Правоохранительные органы изучают обстоятельства прилета 11-летней девочки в Санкт-Петербург/ А. Гордеев/ Ведомости

Вечером 26 апреля 11-летняя девочка вылетела из аэропорта «Внуково» рейсом авиакомпании «Россия» («дочка» «Аэрофлота») без билета, на ребенка без взрослых обратили внимание только сотрудники транспортной полиции аэропорта «Пулково», ее поместили в приют «Транзит», рассказал «Ведомостям» федеральный чиновник.

27 апреля Ространснадзор и Московское межрегиональное следственное управления на транспорте СК России начали проверку. По факту несанкционированного проникновения в контролируемую зону «Внуково» и на борт воздушного судна «России» Ространснадзор проведет внеплановую проверку авиакомпании и административное расследование в отношении аэропорта, будут оценены действия аэропортовых служб, к предприятию будут применены санкции в соответствии с КоАП (предписание об устранении нарушений, возможно, штраф), рассказал представитель ведомства.

«Девочка прошла во «Внуково» в группе взрослых, паспортно-билетный контроль она сумела проскочить, спрятавшись между двумя крупными мужчинами, которые подали документы одновременно, уже в стерильной зоне она познакомилась с детьми из большой семьи, играла с ними, так что на нее опять никто не обратил внимания, к выходу на посадку пошла с этой семьей и в толпе прошла в телетрап без билета», - передает последовательность событий федеральный чиновник.

«Мы уже затребовали видео с камер аэропорта, установим сотрудников службы авиационной безопасности (САБ) аэропорта, которые работали в это время, будут истребованы документы, регламентирующие их должностные обязанности», - рассказала представитель Московского межрегионального следственного управления. Возможно, проверка коснется и авиакомпании «Россия», будут изучены документы, регламентирующие работу кабинного экипажа, продолжает она. Но преждевременно давать оценки о степени вины, заключает собеседница.

«Контроль за перемещением пассажиров от входа в здание аэропорта до посадки на борт самолета - это зона ответственности не авиаперевозчика, а служб безопасности аэропорта и оператора по наземному обслуживанию перевозок. Авиакомпания «Россия» не осуществляет деятельность в аэропорту «Внуково» по регистрации, досмотру или сопровождению пассажиров до борта воздушного судна, в аэропорту нас обслуживает оператор UTG (принадлежит «Внуково»), в чьей компетенции в первую очередь – обеспечить проход на борт самолета только зарегистрированных пассажиров», - говорит представитель «России».

«Сама девочка и ее ручная кладь прошли досмотр САБ, так что безопасности полета и пассажирам ничего не угрожало. Аэропорт проведет внутреннее расследование, которое установит виновных и степень из ответственности», - сказал представитель «Внуково».

Проводит служебное расследование и «Россия», будет ужесточена ответственность сотрудников за подобные случаи, заявил ее представитель. При этом «Россия» не снимает с себя ответственности и вводит меры дополнительного контроля: бортпроводники теперь будут в обязательном порядке дополнительно проверять посадочный талон у каждого пассажира, заходящего на борт воздушного судна, хотя такие меры очень часто раздражают пассажиров, добавляет она.

У САБ две задачи: не допустить проноса в стерильную зону огнестрельного оружия, колюще-режущих предметов и взрывчатых и огнеопасных веществ - с этой задачей аэропорт, безусловно, справился, благодушен федеральный чиновник. Конечно, оператор аэропорта и авиакомпания допустили на судно лицо, не имеющее право доступа, - авиакомпания должна считать пассажиров и сверять их количество с количеством зарегистрированных и прошедших на посадку, добавляет он.

«Бортпроводники пересчитывают пассажиров вручную, только если количество зарегистрированных на рейс и количество прошедших на посадку не совпадают. Ведь хендлинговая компания подает эти списки, перевозчик платит ей за эту услугу и исходит из того, что все уже проверено. А посадочные талоны бортпроводники проверяют не во всех случаях, это делается, например, если у одного гейта одновременно идет посадка в два самолета через два телетрапа - чтобы пассажир не сел не в свой самолет (хотя следить за этим в первую очередь должна хендлинговая компания)», - рассказывает человек, близкий к «Аэрофлоту».

Собеседник добавляет, что «России» причинен репутационный вред: например, мать девочки заявляет, что будет требовать с авиакомпании компенсацию, кроме того, оказана услуга по перевозке бесплатно. Он не уточняет, будут ли аэропорту предъявлены материальные претензии.