Правительство решило продать 10,9% «Алросы» на Московской бирже
По текущим котировкам такой пакет стоит почти 60 млрд рублейВ правительстве определились, как приватизировать «Алросу»: чиновники решили продать 10,9% алмазодобывающей компании в ходе размещения на Московской бирже (SPO), рассказали «Ведомостям» близкий к компании человек и два федеральных чиновника. По словам двух собеседников «Ведомостей», проект указа «по уменьшению доли Росимущества в «Алросе» на 10,9% уже внесен в администрацию президента». В какие сроки будет продан пакет, собеседники не говорят. Ранее источники «Ведомостей» и «Интерфакса» говорили, что пакет будет продан в этом году.
Сейчас на бирже торгуется 23,1% «Алросы». После приватизации пакет в свободном обращении увеличится до 34%. «Это придаст компании большой вес в MSCI и других индексах, большую ликвидность и более диверсифицированную базу инвесторов. Все это вместе должно способствовать росту капитализации на 20% в среднесрочной перспективе», – отмечает аналитик БКС Олег Петропавловский. Но оговаривается, что все будет также зависеть от цены размещения и рынка алмазов.
Один из собеседников отмечает, что проведение допэмиссии не предполагается. Все акции инвесторам предложит государство. Другой говорит, что Росимущество рассчитывает получить от сделки «более 50 млрд руб.».
Банки по-прежнему формально должны определить стратегию приватизации госпакета госкомпании, говорят собеседники «Ведомостей». Поменяется ли решение правительства, если Сбербанк (именно он выбран координатором сделки) порекомендует другой вариант, они не говорят.
Ранее рассматривалась возможность продать пакет стратегическому инвестору. Интерес проявляли структуры Сулеймана Керимова, говорили собеседники, знакомые с бизнесменом, и «Ренова» Виктора Вексельберга.
Сомнения в том, что 10,9%-ный пакет будет интересен стратегическому инвестору, выражал в марте курирующий Дальний Восток вице-премьер Юрий Трутнев, предпочитала публичную приватизацию и сама «Алроса». «Я, как руководитель компании, считаю, что это наиболее эффективный способ. Увеличение free float повысит ликвидность акций и в будущем будет привлекать инвесторов другого уровня», – заявлял в интервью «Интерфаксу» президент компании Андрей Жарков.
Трутнев же в принципе сомневался в необходимости немедленной приватизации: «Продавать сейчас, на дне рынка, – почему, зачем?
Не в состоянии подождать? Неправда, в состоянии».
В продаже стратегу нет смысла, отмечает федеральный чиновник: «Премию за такой маленький пакет не получить, а процесс будет менее прозрачным, и к нему будет больше вопросов». «Это [акции «Алросы»] ликвидная голубая фишка, и в 2013 г. [в ходе IPO] был огромный спрос», – добавляет другой чиновник. Вчера по котировкам на закрытие Московской биржи 10,9% «Алросы» стоили 59,6 млрд руб.
Инвесторам было бы интересно поучаствовать в приватизации, говорит управляющий активами крупного инвестфонда. В IPO «Алросы» в 2013 г. принимали участие Oppenheimer Funds, BlackRock, Lazard, а также пенсионный фонд РЖД – НПФ «Благосостояние» и РФПИ. Последний в середине апреля полностью вышел из капитала «Алросы» и, по заверениям гендиректора фонда Кирилла Дмитриева, от продажи актива получил 37%-ную доходность в рублях, а также положительную доходность в долларах. При этом Дмитриев отмечал, что фонд не исключает возможности участия в дальнейшей приватизации компании.
Последние три года для «Алросы» были не самыми легкими: алмазы дешевели (из-за снижения цен на бриллианты), индекс Раппопорта снизился на 12,64% до $7414 за карат. В июле 2015 г. De Beers не удалось продать 75% выставленных на продажу алмазов, а «Алросе» – 50%, первая даже решила снизить цены на алмазы в августе на 10%, говорил гендиректор гранильного предприятия «Кристалл» Максим Шкадов. Но сейчас ситуация нормализуется: «Алроса» прогнозирует, что в 2016–2025 гг. спрос на алмазы будет расти на 2–4% в год. За февраль – март компания нарастила выручку от продаж алмазов на 25%.
Представитель президента России Владимира Путина Дмитрий Песков отказался от комментариев. Так же поступил представитель Сбербанка. Его коллеги из Минфина и Минэкономразвития не ответили на вопросы «Ведомостей».