РЖД отчиталась о прибыли после провального 2014 года

Помог рост доходов от грузовой деятельности, результаты французской Gefco и изменение системы учета валютных кредитов
РЖД в 2015 г. сумела выбраться из убытков благодаря росту доходов от грузовой деятельности и результатам французской Gefco
РЖД в 2015 г. сумела выбраться из убытков благодаря росту доходов от грузовой деятельности и результатам французской Gefco / А. Гордеев / Ведомости

РЖД за 2015 г. увеличила выручку на 10,8% почти до 2 трлн руб., следует из отчетности компании по МСФО. EBITDA за прошлый год увеличилась на 10,2% до 388,5 млрд руб. Чистая прибыль компании составила 8,2 млрд руб. против чистого убытка в 99,3 млрд руб. в 2014 г.

Влияние на чистую прибыль оказало увеличение доходов от грузовых перевозок и предоставления логистических услуг на 38,9% до 307 млрд руб. «на фоне роста выручки Gefco (75% принадлежит РЖД) от международных операций и ослабления среднего курса рубля в 2015 г.», говорит представитель монополии. Еще один фактор – увеличение доходов от грузовых перевозок на 7,7% до 1,26 трлн руб., в первую очередь благодаря 10%-ному повышению тарифов в 2015 г., говорит представитель РЖД. Прирост доходов также обеспечен хеджированием расходов по курсовым разницам – они сократились на 65,4 млрд руб. в сравнении с 2014 г., отмечено в отчете. Как объясняет аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов, РЖД часть валютных долговых обязательств классифицирует как хеджирование валютной же выручки. Поэтому часть убытков от переоценки валютных долговых обязательств не учитывается при расчете чистой прибыли.

Директивы о выплате дивидендов за 2015 г. от правительства еще не было, говорит представитель РЖД. Госкомпании должны платить 50% чистой прибыли по тому стандарту отчетности, где этот показатель больше. Чистая прибыль РЖД по РСБУ – 318 млн руб. Выходит, монополия может выплатить в виде дивидендов 4,1 млрд руб.

Представитель РЖД, кроме того, подчеркнул, что доходы по депозитам, полученные в 2015 г., не оказали влияния на EBITDA. Банковские депозиты и прочие эквиваленты денежных средств в рублях и иностранной валюте у РЖД на 31 декабря 2015 г. были 117,8 млрд руб. против 47,8 млрд руб. в 2014 г. В 2015 г. ФНБ выделил РЖД 50 млрд руб. на модернизацию Транссиба и БАМа. Счетная палата в марте отмечала, что за исключением 3,3 млрд руб. средства по целевому назначению не использовались, а на остаток средств ФНБ в 2015 г. начислено 4,2 млрд руб. процентов, которые учитываются РЖД в составе финансовых доходов.

Операционные расходы РЖД в 2015 г. выросли на 9,6% до 1,9 трлн руб. Но рост доходов превысил рост расходов на 10,2%, подчеркивает представитель РЖД. В 2014 г. разрыв был 0,2%, напоминает он. Расходы выросли из-за увеличения затрат на материалы, ремонт, зарплату и социальные отчисления и проч., а также из-за роста расходов по налогу на имущество из-за повышения ставки с 0,7 до 1%.

Несмотря на увеличение чистого долга РЖД за 2015 г. на 8% до 899,6 млрд руб. (см. график), его отношение к EBITDA незначительно снизилось – 2,32 против 2,37 годом ранее. Вице-президент РЖД Вадим Михайлов подчеркнул, что в 2016 г. РЖД планирует сокращать валютную часть долга за счет рефинансирования уже существующих евробондов рублевыми займами.

РЖД в 2015 г. сумела выбраться из убытков благодаря росту доходов от грузовой деятельности и результатам французской Gefco