У «Транснефти» зависло 19 млрд рублей в лопнувших банках

Компании придется занимать, если правительство решит изъять через дивиденды четверть консолидированной прибыли
У «Транснефти» в лопнувших банках зависло 19 млрд руб.
У «Транснефти» в лопнувших банках зависло 19 млрд руб. / Юрий Смитюк / ТАСС

На конец 2015 г. у «Транснефти» хранилось 19,2 млрд руб. на счетах, операции по которым прекращены, говорится в отчете компании по МСФО за прошлый год. Создан резерв «в том числе под возможные потери денежных средств группы» в банках, у которых отозвана лицензия, указано в документе. Представитель «Транснефти» отказался от комментариев.

«Транснефть» была клиентом Внешпромбанка и банка «Интеркоммерц». ЦБ отозвал у них лицензии 21 января и 8 февраля.

Ранее источник «Ведомостей» говорил, что «Транснефть» и ее структуры держали во Внешпромбанке 14 млрд. Банк также вел некоторые зарплатные проекты «Транснефти», сказал ее сотрудник. Около 18,7 млрд руб. на счетах Внешпромбанка держала группа «Новороссийский морской торговый порт» («Транснефть» контролирует около 35% в компании).

19,2 млрд руб. – это 2,3% выручки и 13,4% чистой прибыли компании по МСФО за прошлый год. Единственный источник дохода монополии – тариф на прокачку нефти и нефтепродуктов. Теоретически компания может компенсировать зависшую в банках сумму через тариф, но обосновать это в ФАС будет сложно, говорит портфельный управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев. Потерянные деньги – это проблемы менеджмента компании, считает он. По распоряжению правительства в этом и следующем году тарифы «Транснефти» должны индексироваться с коэффициентом 0,9 к инфляции, в 2018–2020 гг. – 0,9–1.

Доллар не уберег

В 2015 г. «Транснефть» снизила убыток от операций с производными финансовыми инструментами на 93,2% до 5,1 млрд руб. по сравнению с убытком в 75,3 млрд руб. за 2014 г., сообщила компания в отчете. Компания использовала их для хеджирования рисков, связанных с возможным обесценением доллара.

19 млрд руб. для «Транснефти» не критичны: у нее более 90 млрд руб. денежных средств на балансе, EBITDA – 368 млрд руб., говорит старший аналитик «Атона» Александр Корнилов. Еще 391 млрд руб. – прочие финансовые активы, в основном это депозиты, поэтому средств у компании достаточно, согласен аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук.

Впрочем, у компании большая инвестпрограмма – около 300 млрд руб. в 2016 г., прогнозирует эксперт. А всего до 2020 г. – более 2 трлн руб. Они пойдут на расширение ВСТО, пропускной способности Сковородино – Мохе до 30 млн т, на строительство Заполярье – Пурпе, Куюмба – Тайшет, нефтепродуктопроводов «Юг», «Север» и др., напоминает Полищук.

Потребность «Транснефти» в заемных средствах до 2021 г. оценивается в 120–150 млрд руб., передавал «Интерфакс» со ссылкой на первого вице-президента компании Максима Гришанина. В этом году компания утвердила программу выпуска облигаций на 280 млрд руб.

Дивидендная политика «Транснефти» предусматривает выплату не менее 25% чистой прибыли по РСБУ, из которых владельцы привилегированных акций получают 10%. Правда, например, за 2013 г. акционеры получили 70% прибыли.

Ситуация с зависшими деньгами может повлиять на размер выплат, считает Полищук: «Вопрос в том, какая будет рекомендация правительства». Государство предлагает платить дивиденды от прибыли по МСФО, но категоричных рекомендаций на этот счет пока нет. «Транснефти» тогда, возможно, придется занимать, чтобы выплатить акционерам 25% от чистой прибыли по МСФО (35 млрд руб.), говорит Корнилов.