Минюст США оспорил объединение Halliburton и Baker Hughes

Компании не смогли убедить регуляторов, что крупнейшее слияние в нефтесервисном секторе не нанесет ущерба конкуренции
Антимонопольные регуляторы США считают, что покупка Baker Hughes приведет к тому, что Halliburton останется без достаточно сильных конкурентов
Антимонопольные регуляторы США считают, что покупка Baker Hughes приведет к тому, что Halliburton останется без достаточно сильных конкурентов / Richard Drew / AP

Министерство юстиции США в среду подало иск, оспаривающий крупнейшее запланированное поглощение на нефтесервисном рынке – покупку Baker Hughes компанией Halliburton. По мнению министерства, сделка ухудшит ситуацию с конкуренцией, может привести к росту цен и сокращению инноваций.

«Предполагаемая сделка между Halliburton и Baker Hughes сократит столь необходимую конкуренцию, исказит ситуацию на энергетических рынках и навредит американским потребителям», – говорится в заявлении министра юстиции Лоретты Линч. Объединение компаний устранит прямую конкуренцию на рынках 23 продуктов и услуг, применяемых для разведки и разработки нефтяных месторождений, – от буровых головок до цементирования устанавливаемого на шельфе оборудования, утверждает минюст в своем антимонопольном ходатайстве.

Оценивая сделку, министерство пришло к «неверному выводу и его шаг контрпродуктивен, особенно в контексте сложностей, которые сейчас испытывает мировая и американская энергетическая отрасль», говорится в совместном заявлении компаний. В результате сделки появится более сильная и эффективная компания, клиенты которой смогут сократить расходы, что особенно важно в ситуации с низкими ценами на нефть, заявила накануне Halliburton.

На мировом рынке нефтесервисных услуг Halliburton и Baker Hughes занимают второе и третье места соответственно (лидер – Schlumberger). Об объединении они договорились в 2014 г., размер сделки составил $35 млрд.

Наблюдатели в последнее время стали высказывать сомнения в том, что компаниям удастся завершить сделку, поскольку о возможном ущербе для конкуренции заявили антимонопольные органы разных стран, в частности Евросоюза, Австралии и Бразилии. Кроме того, усугубляющийся из-за падения цен кризис в нефтяной отрасли привел к заметному падению спроса на услуги нефтесервисных компаний с тех пор, как Halliburton и Baker Hughes объявили о сделке. «Они изворачивались и так и этак и старались изо всех сил, чтобы сделать ее приемлемой для регуляторов, – говорит Дэн Пикеринг, сопрезидент энергетического инвестбанка Tudor Pickering Holt & Co. – Теперь вопрос в том, насколько активно они будут продолжать за нее бороться».

Договорившись о сделке, Halliburton пообещала отступные в размере $3,5 млрд, если ее не одобрят регулирующие органы. Компании заявляли, что готовы избавиться от активов, которые приносили $7,5 млрд выручки. Однако за весь прошлый год ни в одной стране антимонопольные органы не дали понять, что готовы согласиться на сделку. В декабре минюст США не вынес решения о ее одобрении, но и не стал блокировать. Компании сообщали, что регуляторов не удовлетворили их предложения продать активы, генерирующие более $5 млрд выручки, что заставило их готовить дополнительные предложения.

По словам людей, знакомых с ситуацией, в минюсте с самого начала с определенным скепсисом относились к этой сделке и Halliburton с Baker Hughes не смогли снять опасения регуляторов. В декабре те высказывали сомнения, что другие компании смогут купить у объединяющихся корпораций достаточно активов, чтобы составить им серьезную конкуренцию.

В последние годы антимонопольные регуляторы США заметно ужесточили свою позицию, что привело к юридическому оспариванию и отмене ряда крупных сделок. Так, из-за позиции властей не были завершены поглощение T-Mobile USA компанией AT&T и продажа подразделения бытовой техники General Electric (его хотела купить Electrolux).

Под давлением минюста и Федеральной комиссии по связи Comcast год назад отказалась от запланированного поглощения Time Warner Cable. А в среду фармацевтическая компания Pfizer объявила, что не будет покупать ирландскую Allergan за $150 млрд. Это произошло после того, как несколькими днями ранее министерство финансов ужесточило правила в борьбе с так называемыми налоговыми инверсиями. В таких сделках американская компания покупает иностранную, чтобы перерегистрироваться в другой стране и не платить налоги, взимаемые с головной компании в США, сократив тем самым совокупные налоговые выплаты.

Перевел Михаил Оверченко