Крупнейшие продавцы товаров для дома и ремонта отъели рекордную долю рынка

Их продажи растут благодаря экспансии на фоне сокращения бизнеса региональных игроков
Товары для дома и ремонта продаются лучше, чем непродовольственные товары в целом
Товары для дома и ремонта продаются лучше, чем непродовольственные товары в целом / С. Николаев / Ведомости

Последние годы доля 10 круп­нейших в стране сетей по продаже товаров для дома и ремонта (DIY) на рынке растет, подсчитало агентство Infoline. Так, по данным аналитиков, за 2015 г. она выросла на 4,7 процентного пункта (п. п.) до 27,5%, а по итогам 2016 г. достигнет 2,2%. Это рекордный рост как минимум с 2008 г., следует из данных Infoline (см. график).

В 2015 г. рынок торговли строительными, отделочными материалами, товарами для дома и сада снизился на 5% до 1,46 трлн руб., тогда как рынок непродовольственных товаров в целом – на 10%, отмечается в отчете Infoline. Оборот розничной торговли, согласно Росстату, за прошлый год сократился на 10% до 27,6 трлн руб. При этом консолидация продаж у крупнейших сетей наблюдается и в других видах ритейла. Так, за 2015 г. доля десятки крупнейших продовольственных сетей выросла на рекордные 2,7 п. п. до 24,3%, сообщала в декабре 2015 г. «Infoline-аналитика» (отвечает за исследования в группе Infoline).

Крупнейшие ритейлеры с сильной розничной и B2B-концепцией и устойчивым финансовым положением – международные Leroy Merlin, OBI, российские СТД «Петрович», «Максидом», «Агава» и «Бауцентр», – несмотря на продолжение сокращения рынка, открывают больше магазинов в регионах и продолжают инвестировать в онлайн- и мультиканальные продажи, поясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Например, в течение пяти лет Leroy Merlin намерена открыть в России до 140 магазинов, рассказал директор по маркетингу ритейлера Филипп Мужо, благодаря чему компания рассчитывает «удержать и укрепить лидерство в будущем». Экспансия в России остается главным приоритетом и для OBI, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, обещает гендиректор «OBI Россия» Иан Стрикланд. По его словам, в 2016 г. компания планирует открыть минимум четыре гипермаркета в Московской области и регионах.

Рост доли строительно-торгового дома «Петрович» его представитель Дарья Мельникова объясняет выходом в Московский регион (весной 2015 г. здесь открылась торговая база, в феврале 2016 г. – полноформатный магазин), расширением ассортимента и ростом интернет-продаж до 23% в общей выручке. В планах «Петровича» открыть в Москве 8–10 магазинов за пять лет, добавляет Мельникова.

Продажи у большинства региональных сетей снижаются существенно сильнее рынка, так как крупнейшие международные и федеральные российские сети забирают у них трафик, выигрывая ценовую и ассортиментную конкуренцию, рассуждает Бурмистров. С открытием в региональных центрах гипермаркета Leroy Merlin продажи местных ритейлеров снижаются на десятки процентов, что неизбежно приводит к закрытию ряда магазинов, добавляет он. В 2015 г. из 300 универсальных торговых сетей DIY 84 сократили торговые площади и только 40 – нарастили, следует из данных «Infoline-аналитики».

Петербургская сеть «Метрика» («Корпорация СБР», не входит в ТОП-10) в начале 2015 г. сообщила о намерении закрыть 15 гипермаркетов и уволить до 10% персонала центрального офиса, а в конце года выставила на продажу значительную часть петербургских активов. В результате закрытия магазинов «Метрики» в Петербурге ее клиенты стали делать покупки в Leroy Merlin, «Петровиче», «К-рауте» (приобрела в феврале 2016 г. один из гипермаркетов «Метрики»), «Максидоме» и ТД «Вимос» в Ленобласти, указывает Бурмистров. Правда, представители «Петровича» и «К-рауты» уверяют, что закрытие «Метрики» существенно не повлияло на трафик их магазинов.

В 2016 г. «Петрович» надеется развиваться активнее, чем в 2015 г., в том числе за счет сокращения бизнеса других игроков – помимо «Метрики» в Петербурге в Москве, например, закрываются рынки по продаже стройматериалов. Ритейлер планирует нарастить выручку на 20% (в 2015 г. она выросла на 19% до 25 млрд руб.). Другие опрошенные «Ведомостями» DIY-ритейлеры планы на текущий год не комментируют.

Товары для дома и ремонта продаются лучше, чем непродовольственные товары в целом