РЖД создаст торги услугами перевозки
При таких условиях ФАС согласна, чтобы ФГК арендовала парк «УВЗ-логистик» и стала крупнейшим оператором полувагоновФАС одобрила передачу в аренду Федеральной грузовой компании (ФГК, дочерняя структура РЖД) парка «УВЗ-логистик». Об этом «Ведомостям» сообщил представитель службы. ФГК вплотную приблизится к лидеру рынка по общему парку вагонов – Первой грузовой компании – и обгонит ее по количеству полувагонов, самого популярного типа подвижного состава.
Как обещал руководитель ФАС Игорь Артемьев, сделка согласована с поведенческими условиями. РЖД, как собственнику ФГК, рекомендовано организовать на электронной площадке рынок спотовой торговли услугой перевозки.
Цель – дать возможность грузоотправителю размещать заказ напрямую на электронной торговой площадке РЖД, объясняет советник руководителя ФАС Павел Шпилевой. В первую очередь это направлено на привлечение малых и средних грузоотправителей, продолжает он. РЖД должна будет привлечь на эту площадку вагонный парк ФГК и других операторов на недискриминационных условиях. «Вагоны, задействованные на электронной торговой площадке, могут получить ряд преференций: скидку на порожний пробег и автоматическое подтверждение плана перевозки», – указал Шпилевой, уточнив, что прорабатываются и другие стимулирующие механизмы. Сроки запуска электронной торговой площадки должны быть согласованы со службой до конца апреля. «Задачи этой площадки – оптимизация загрузки инфраструктуры РЖД, упрощение заказа перевозки для малых и средних грузоотправителей, а также прозрачное ценообразование на услуги по предоставлению вагонов», – подчеркивает представитель ФАС.
Что получится
На начало года парк «УВЗ-логистик» с учетом финансового лизинга составил 37 672 вагона (в том числе 28 000 полувагонов и 9500 цистерн). ФГК на 1 января 2016 г. управляла 129 500 вагонами, полувагонов у нее 98 000.
Представители РЖД и ФГК не стали комментировать предписания ФАС до получения документа. Сотрудники двух операторов уверены в том, что предписания ФАС будут играть на руку ФГК и создадут для нее дополнительные преференции. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что предоставление скидки на порожний пробег для вагонов, осуществляющих перевозки по спотовым заказам, приведет к дополнительным и непредусмотренным расходам для РЖД. Основными бенефициарами могут стать компании, располагающие незадействованным и довольно старым парком, отмечает эксперт. Операторская услуга – это не просто предоставление подвижного состава для перевозки, это целый комплекс логистических решений, сформированный под конкретного клиента, такая услуга не может быть биржевым товаром, поэтому вывод вагонов на электронную площадку с расчетом на спотовый сегмент вряд ли станет массовым явлением, сказал представитель «Трансойла». Источник в одной из крупнейших компаний-операторов считает, что применение указанных ФАС преференций приведет к деформации сложившихся, отработанных технологий работы на операторском рынке. ФГК сможет получить инструмент для коррекции цен на рынке: за счет размера парка «дочка» РЖД может предлагать такие ценовые условия, которые недоступны мелким и средним владельцам вагонов, – устанавливать нижние ценовые пределы, переживает собеседник «Ведомостей». «Биржевая ставка» на вагон будет выше среднерыночной, потому что, скорее всего, за услугой будут обращаться грузоотправители со сложными грузами, не согласен Бурмистров.
В сегменте перевозок в полувагонах в 2015 г. от 24 до 30% приходилось на повагонные отправки, отмечает Бурмистров. Таким образом, более 30% задействованного парка полувагонов, или более 140 000 полувагонов, в I квартале было задействовано в повагонных перевозках. «У ФГК 8000–15 000 полувагонов, в зависимости от сезонности, остаются незадействованными, поэтому привлечение части из них на биржевую площадку может быть эффективно интегрировано в коммерческую стратегию», – считает Бурмистров. Еще одно поведенческое условие, которое выставила ФАС, – ФГК должна будет заблаговременно предупреждать службу об увеличении стоимости перевозки более чем на 7,5%, прилагая к этому экономическое обоснование. Такие же рекомендации получат и другие операторы, рассказывает представитель службы. «Это свидетельствует о том, что ФАС будет активно следить за формированием цены на вагонную составляющую тарифа. Кроме того, это станет сигналом для участников рынка, что ФАС будет контролировать намечающуюся консолидацию рынка», – подытожил Бурмистров.