«М.видео» пытается лишить российского организатора «черной пятницы» прав на товарный знак
Ритейлер оспаривает регистрацию знака Black FridayКрупнейший российский продавец бытовой техники и электроники «М.видео» пытается добиться отмены регистрации товарного знака Black Friday на организатора одноименных распродаж в интернете. Такое заявление от операционного подразделения ритейлера – ООО «М.видео менеджмент» – подано в суд по интеллектуальным правам на прошлой неделе. Суд принял заявление к производству, говорится в материалах картотеки арбитражных дел. Предварительные слушания назначены на 18 апреля.
Ритейлер хочет, чтобы суд признал незаконным решение Роспатента от конца 2015 г. Тогда товарный знак Black Friday был зарегистрирован на ООО «Блэк фрайдэй» в отношении услуг 35-го класса Международной классификации товаров и услуг (рекламные агентства, маркетинг, демонстрация товаров и т. д.).
ООО «Блэк фрайдэй» было создано в 2013 г. для организации масштабной распродажи в рунете по аналогии с проходящими в США после Дня благодарения распродажами. В последней акции участвовали несколько сотен ритейлеров в России, в том числе сама «М.видео». Основные владельцы фирмы - отвечавший ранее за маркетинг и рекламу в интернет-ритейлере E5.ru Георгий Левин и экс-гендиректор сервиса онлайн-заказа такси Владимир Ким (сейчас он гендиректор «Блэк фрайдей»).
Тогда же, в 2013 г., фирма подала заявку на регистрацию товарного знака, отметив в заявлении, что наименование является «фантазийным и семантически нейтральным для заявленного перечня услуг». Однако зарегистрировать смогла его лишь к концу прошлого года: патентное ведомство отказывало «Блэк фрайдэй». Как говорится в материалах Роспатента, среди доводов против регистрации было то, что "черная пятница" – это общепринятый термин во многих странах и что обычай таких распродаж появился еще в XIX в. Кроме того, в аналогичной российской акции «участвует большое количество производителей товаров и торговых предприятий, и каждый из них имеет право использовать данное обозначение при продвижении товаров».
«Блэк фрайдэй» указывало, что в России термин известен лишь ограниченному кругу людей, а сама фирма первой провела такую распродажу в России. После этого фирма обратилась с возражением, в конце 2015 г. коллегия Палаты по патентным спорам согласилась с ее доводами и постановила зарегистрировать товарный знак.
Как заявил гендиректор «Блэк фрайдэй» Владимир Ким «Ведомостям», ему пока неизвестно о причинах иска от структуры «М.видео». Ранее никаких претензий со стороны «Блэк фрайдей» к «М.видео» по поводу использования в рекламе словосочетания Black Friday не было, сказал Ким.
Представитель «М.видео» Ольга Кобзарева говорит, что ритейлер обратился в суд за отменой решения Роспатента, так как опасается, что «регистрация данного общеупотребительного на рынке розничной торговли термина как товарного знака, принадлежащего одной конкретной компании, может привести к неприятным последствиям, например к ограничению на использование данного термина другими участниками рынка».
«М.видео» подавала собственную заявку о регистрации этого товарного знака, Роспатент отказал компании, рассказала Кобзарева. «Отказ <...> полностью нас удовлетворил: целью подачи заявления о регистрации товарного знака было не монополизировать наименование, а иметь возможность его беспрепятственно использовать. И Роспатент подтвердил нам возможность использования обозначения», – поясняет Кобзарева. А после этого стало известно, что Роспатент все-таки зарегистрировал товарный знак Black Friday компании ООО «Блэк фрайдэй», указывает она.
«М.видео» счел, что регистрация, по крайней мере по части приведенных в документе видов услуг, нарушает права всех участников рынка: использовать обозначение Black Friday вправе все производители и торговые предприятия при продвижении товаров, считает представитель ритейлера.
«Если права на использование товарного знака сохранятся за агрегатором [«Блэк фрайдэй»], другим ритейлерам использовать это словосочетание, например, для акций и рекламных кампаний, не удастся, поскольку это будет прямым нарушением закона», - считает руководитель практики разрешения споров компании «Горизонт капитал» Василий Ицков.
Но, с другой стороны, использовать в рекламе словосочетание «черная пятница» на русском языке не запрещено, указывает старший юрист адвокатского бюро А2 Мария Сидорова. «Более того, российскому потребителю более понятно значение словосочетания именно на русском языке, нежели Black Friday, известного в США, - рассуждает она. - Поэтому говорить о наличии каких-либо рисков, вызванных регистрацией такого товарного знака, в условиях российской конкурентной среды, на мой взгляд, неоправданно».