Минэнерго поддержало засекречивание закупок «Газпрома» и «Роснефти»
Впрочем, сами госкомпании добиваются еще большегоВ распоряжении «Ведомостей» оказался ответ Минэнерго на предложение избавить госкомпании от обязанности публиковать в Единой информационной системе (ЕИС) данные о ряде закупок. Минэнерго поддерживает проект и предлагает расширить перечень того, что можно не публиковать, говорится в письме: не только данные о закупках нефти и газа, услуг по их транспортировке, по продаже земли и получению кредитов в иностранных банках, но также о покупке услуг по добыче нефти и газа, их хранению и складированию, переработке нефтепродуктов, охране единой системы газоснабжения и магистральных нефтепроводов, в том числе физической, с закупкой оружия и боеприпасов.
Проект распоряжения готовило Минэкономразвития, Минэнерго его получило на согласование и с замечаниями и предложениями отправило обратно, говорит представитель Минэнерго. Представитель Минэкономразвития сообщил, что министерство такое распоряжение не разрабатывает. ФАС против засекречивания закупок, сказал представитель службы.
Если изменения будут приняты, процедура пойдет как для закупок по гостайне – приглашения будут рассылаться потенциальным участникам, а конкурс – проходить в бумажной переписке, объясняет директор департамента Минэкономразвития Максим Чемерисов.
Руководители «Газпрома» и «Роснефти» хотели большего. В феврале президент «Роснефти» Игорь Сечин и предправления «Газпрома» Алексей Миллер в письме премьеру Дмитрию Медведеву предлагали вывести из-под закона о закупках госкомпаний покупки финансовых услуг, недвижимости (прежде всего земли), сделки внутри вертикально-интегрированных структур. Открытые данные о закупках создают риски для компаний, находящихся под санкциями, жаловались они: контрольные органы США и ЕС могут использовать информацию для проверки соблюдения режима санкций, ужесточить их и оштрафовать контрагентов. Не удается быстро проводить финансовые сделки, говорилось в письме, а раскрытие данных о контрагентах и их расценках повышает стоимость кредитов, что влияет на весь российский финансовый рынок.
Сначала Минэкономразвития считало возможным засекретить только сделки с иностранными банками. Такие меры целесообразно принять в отношении компаний, на которые распространяются санкции.
По всем этим категориям за 2015 г. нет ни одной записи в ЕИС: или торги не проводились, или компании нарушали закон, не публикуя данные, говорит руководитель Ассоциации директоров по закупкам Андрей Черногоров. Но в 2015 г. за нарушения не было штрафов, теперь идет ужесточение и компании хотят закрепить законом устоявшуюся практику, считает он. Чтобы понять, мешают ли законные процедуры эффективности, он предлагает в качестве эксперимента провести несколько торгов по правилам.
Желание засекретить закупки финансовых услуг можно объяснить санкциями, но, если не публиковать покупки сервисных услуг, услуг по добыче и разведке, это затруднит поставщикам планирование работы, снизит конкуренцию на торгах, хотя организация таких закупок и так вызывает вопросы, говорит президент Национальной ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков.