Теневой рынок такси оценили в 116 млрд рублей

На него приходится пятая часть таксомоторных перевозок, выяснили эксперты Аналитического центра при правительстве
Теневой рынок такси оценили в 116 млрд рублей
Теневой рынок такси оценили в 116 млрд рублей / Е. Разумный / Ведомости

Теневой сектор таксомоторных перевозок занимает пятую часть рынка такси, подсчитали эксперты Аналитического центра (АЦ) при правительстве России. Годовую выручку таксистов, не имеющих соответствующего разрешения, они оценили в 116,4 млрд руб. Сейчас это в основном «мерцающие работники» – автомобилисты, для которых такси не основная работа. Поэтому их выручка на одну машину существенно ниже, чем у легальных таксистов, говорится в исследовании.

Рынок легальных такси, по оценкам АЦ, составляет 441 млрд руб., что соответствует примерно 0,6% ВВП. Авторы исследования оценили число легально работающих такси в стране в 338 000, при том что выдано около 457 000 разрешений на такие услуги.

За 2010–2014 гг. число автомобилей в индустрии такси выросло более чем на 20%, а сам рынок – на 85%, говорится в отчете аналитиков. Среди основных причин роста рынка – увеличение количества такси, емкости рынка и среднего чека, а также «повышение производительности труда в сфере такси из-за появления агрегаторов».

«Яндекс.Такси» оценивает рынок пассажирских перевозок такси только в 200 млрд руб. С чем связана такая разница в расчетах, представитель сервиса Элина Ставиская не уточнила. Вместе с тем оценка «Яндексом» соотношения всего рынка и его серой части совпадает с оценкой АЦ. Проблема теневого рынка такси актуальнее для регионов, чем для Москвы, добавляет представитель службы заказа «Такси Максим».

Uber не ведет своей статистики рынка, говорит его представитель в России Александр Костиков, добавляя, что рынок в целом стал прозрачнее. Последние пять лет сокращается число нелегальных перевозок и это связано с качественным изменением услуг такси, говорит Ставиская. «Благодаря появлению агрегаторов легальное такси стало гораздо удобнее и превзошло нелегальный извоз по скорости подачи, цене, качеству сервиса», – указывает она. Так, время ожидания сократилось с часа до 4 минут. Уменьшился и средний чек: в марте 2016 г., по данным «Яндекс.Такси», в Москве средняя длительность поездки – 26 минут, а средняя стоимость – 533 руб. В ноябре 2013 г. она составляла 560 руб.

Деньги из тени

6,98 миллиарда рублей в год мог бы составить объем налоговых поступлений при легализации теневого сектора, если предположить, что используется упрощенная система налогообложения с налогом на оборот, подсчитали эксперты АЦ. При использовании патентной системы налоговые поступления могли бы составить около 5,96 млрд руб.

Агрегаторы за счет сокращения затрат на колл-центры и диспетчеризацию снизили и себестоимость поездок, согласны эксперты АЦ при правительстве.

В 2015 г. схожий эффект на себестоимость от появления агрегаторов на рынке такси отмечала Федерация автовладельцев России. Организация в письме генпрокурору России Юрию Чайке заявляла, что компании – агрегаторы такси воздействуют «на управленческие процессы» при установке таксопарками тарифов, что «имеет все признаки состава преступления по ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп)». Это приводит, говорилось в письме, «к монополизации тарифообразования на рынках таксомоторных услуг в субъектах Российской Федерации» компаниями Uber, GetTaxi (сейчас работает под брендом Gett) и «Яндекс.Такси».

По расчетам Сергея Азатяна, управляющего директора Inventure Partners (фонд инвестировал в Gett), через пару лет доля нелегальных перевозок составит менее 10% – в первую очередь за счет агрегаторов. Но для этого перевозчикам должно стать выгодно легализоваться, отмечает представитель «Такси Максим». Сейчас, по его словам, штрафы для легальных таксистов в 10 раз больше, чем для нелегальных, а налоговая система, страхование автомобилей такси несовершенны. «Государство несколько лет не может написать для рынка такси правильный закон», – сетует он.

В конце 2015 г. депутаты начали готовить поправки ко второму чтению законопроекта о регулировании таксомоторной деятельности, внесенного единороссами Евгением Москвичевым и Вячеславом Лысаковым еще в 2014 г. Проект предполагает резкое увеличение штрафов для такси без лицензии. Поправки ко второму чтению запретят сервисам такси работать с неофициальными таксистами. Но региональным властям запретят вводить единый цвет такси и квоты на количество перевозчиков. По словам Лысакова, закон планируется принять в апреле-мае.

В департаменте транспорта Москвы и Минтрансе на запросы не ответили.