Правительство пока не решилось ввести аэропортам нулевую ставку НДС
Предоставленная аэропортам льгота по уплате налога создает больше проблем, чем преимуществНо авиакомпаниям введение нулевой ставки невыгодно, утверждают топ-менеджеры двух перевозчиков. «В Налоговом кодексе не прописано, на какие услуги распространяется льгота, поэтому аэропорты примерно половину услуг оказывают с использованием льготы, а с части платят НДС. Уплаченный аэропортами НДС авиакомпании принимают к зачету и в следующем квартале возмещают из бюджета. При нулевой ставке для аэропортов авиакомпаниям принимать к зачету и возмещать будет нечего», – говорит один из собеседников «Ведомостей». При нулевой ставке НДС на все аэропортовые услуги авиакомпании по сравнению с действующей системой будут дополнительно терять около 5 млрд руб., оценивает второй собеседник. Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался. S7 не смогла оперативно дать комментарии, ранее компания на заседании РСПП выступала против обнуления НДС.
В среду первый вице-премьер Игорь Шувалов провел совещание, где обсуждалась отмена льготы по уплате НДС на аэропортовые услуги и замена ее нулевой ставкой, рассказали два федеральных чиновника. «Сейчас аэропортовые услуги не облагаются НДС, из-за чего аэропорты не могут возмещать НДС на услуги поставщиков и др. От этого особенно страдают аэропорты, инвестирующие в капстроительство или модернизацию. При замене льготы нулевой ставкой они смогут возмещать НДС», – объясняет участник нескольких совещаний на эту тему.
У Шувалова решение об отмене льготы не было принято, говорят два федеральных чиновника. «Правительство согласилось с позицией Минфина, что бюджет сейчас не может позволить себе потерю этих средств», – отмечает один из них. Представитель Минфина на запрос не ответил, а Минтранса – отказался от комментариев. Представитель секретариата Шувалова говорит, что вопрос продолжает прорабатываться.
«Аэропорты в среднем ежегодно теряют 8 млрд руб. невозмещенного НДС. Из-за этой квазильготы у нас себестоимость в среднем на 5% выше, а инвестиции на 15% дороже, чем в других отраслях», – говорит Евгений Чудновский, гендиректор УК «Аэропорты регионов». Льгота может быть выгодна тем, кто ничего не инвестирует, соглашается менеджер московского аэропорта.
Отложенная мера
30 млрд руб. в год могли бы экономить авиакомпании при обнулении НДС на внутренние линии (сейчас 10%), говорит президент АЭВТ Владимир Тасун. Эта мера не вошла в антикризисный план правительства, но с повестки не снята
«Позиция, в том числе Минтранса, едина – нужно вводить нулевую ставку НДС. Аэропортам вернутся 8 млрд руб., а затем они перейдут авиакомпаниям в виде снижения или неповышения аэропортовых тарифов. Перевозчикам будет выгодно снижение инвестзатрат аэропортов», – говорит Чудновский. По мнению «Домодедово», для бюджета нет разницы, какая ставка применяется к аэропортовым услугам – 0% или 18%. Но если нулевой ставки у аэропортов не будет, то целесообразно рассмотреть возможность введения 18%-ного НДС для российских авиаперевозчиков и нулевого – для иностранных (так как при международных перевозках российские авиакомпании НДС не платят), считает представитель «Домодедово».
«Рыночная аксиома: если рынок конкурентен (как авиаперевозки), то выгода отрасли быстро доходит до потребителя, в нашем случае в виде снижения стоимости билетов. Если рынок монополен, а все аэропорты – естественные монополии, то выгода отрасли просто увеличивает прибыль монополиста», – парирует топ-менеджер авиакомпании.
Представители «Шереметьево» и «Внуково» от комментариев отказались.