Podium Market выкупила российский бизнес Monsoon Accessorize
Британский ритейлер прекратит самостоятельный бизнес в РоссииБизнес Monsoon Accessorize (торгует одеждой и аксессуарами) в России по договору купли-продажи перешел к Podium Market, рассказал «Ведомостям» владелец Podium Market Эдуард Киценко. По его словам, сделка закрыта, она была безденежной: Podium Market, выкупив товарные запасы, получила права аренды, торговое оборудование и будет развивать сеть по франшизе.
Стоимость товарных запасов Monsoon Accessorize не превысила 150–200 млн руб., оценивает глава FPB Investment Bank Николай Габышев. Безденежные сделки характерны для российского рынка в последнее время, рассуждает он. В последние два-три года стало сложнее оценивать стоимость компании: если раньше окупаемость бизнеса рассчитывалась с учетом понятной стоимости кредита, сейчас компании ориентируются на собственные финансовые возможности, поясняет Габышев.
Представитель российской Accessorize переадресовал вопросы «Ведомостей» в Podium Market. Пресс-служба британской Monsoon Accessorize на запрос «Ведомостей» не ответила.
Английская Monsoon Accessorize вышла на российский рынок в 2002 г., открыв первые магазины по франшизе. В 2004 г. она начала самостоятельное развитие, выкупив сеть у франчайзи «Анфорд». Кипрской «Монсун эксесериз холдингс (сайпрус) лимитед» принадлежит российское ООО «Ветер», его выручка за 2014 г. – 1,1 млрд руб., прибыль – 9,8 млн руб. (данные «СПАРК-Интерфакса»).
Monsoon Accessorize в России была убыточна с 2014 г., знает источник «Ведомостей», знакомый с одним из участников сделки. По его словам, британская компания сокращала расходы, закрывала убыточные магазины и показатель EBITDA должен был наконец выйти в плюс к середине 2016 г. Но ритейлер, продолжает он, решил уйти с российского рынка, оставив франчайзинговую сеть: российский рынок все же считается перспективным.
В России работает 70 магазинов под брендами Monsoon и Accessorize, сеть «может быть сокращена до около 50 точек», но новый владелец сети, по словам Киценко, «видит возможности открывать 7–10 магазинов в год в новых, более удачных локациях». Сеть магазинов нужно «качественно пересмотреть» и оптимизировать расходы, например на аренду, есть сложности с управлением магазинами в отдаленных регионах, объясняет он. По его словам, это одна из причин ухода Monsoon Accessorize с российского рынка.
Пример diva
В мае 2015 г. Nexis Group купила сеть из 106 магазинов бижутерии и аксессуаров diva, основанную британской DCK Concessions, австралийской BB Retail Capital и гендиректором «Дивы» Питером Боном. Diva вышла на российский рынок в 2006 г. Сумма сделки, по оценке консультанта одного из участников тендера, – около 300 млн руб.
Cделка с Monsoon Accessorize укладывается в стратегию Podium Market: в непростой экономической ситуации компания оптимизирует расходы и получает дополнительную выгоду за счет укрупнения масштабов деятельности, рассуждает Киценко.
У Podium Market шесть универмагов, седьмой открывается в марте в торговом центре «Европейский». В них появится наиболее востребованная часть ассортимента Monsoon и Accessorize, говорит Киценко.
Podium Market работает в среднем ценовом сегменте, основная доля продаж приходится на товары ценой до 8000–10 000 руб., их в ассортименте 80%, оценивает гендиректор Y-Consulting Дарья Ядерная. В ассортименте Podium Market на российских дизайнеров приходится четверть, говорит представитель сети.
Accessorize – известный бренд с репутацией, он позволит Podium Market разбавить ассортимент, полагает Ядерная. Аудитория Accessorize – в основном средний класс, спрос которого сместился в кризис в более дешевый сегмент, а продукция Accessorize стала дорогой для него, добавляет гендиректор сети Gourji Мария Колобова. Работа в России напрямую стала невыгодна для сети, основная валюта деятельности которой – британские фунты, указывает она.