Чиновники так и не придумали, как уравнять тарифы на Дальнем Востоке

Сейчас они выше среднероссийских, но для развития территории их нужно понизить
Единственным получателем надбавки к цене на мощность для потребителей в ценовых зонах должна стать «дочка» «Русгидро» – «РАО ЭС Востока»
Единственным получателем надбавки к цене на мощность для потребителей в ценовых зонах должна стать «дочка» «Русгидро» – «РАО ЭС Востока» / ОАО «РАО ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ВОСТОКА»

Выравнять энерготарифы на Дальнем Востоке со среднероссийскими президент Владимир Путин поручил еще в послании Федеральному собранию в декабре. Сейчас тарифы на Дальнем Востоке выше среднероссийских на 35,7–420%. Правительство должно было принять решение к 1 марта, но обсуждение продолжается – ведомства дали отрицательный отзыв на проект ФАС.

В начале февраля ФАС опубликовала проекты постановления правительства и изменений в закон «Об электроэнергетике». Служба предложила ввести надбавку к цене на мощность для потребителей в ценовых зонах для частичной компенсации затрат работающим на Дальнем Востоке производителям энергии. Единственным получателем надбавки должна стать «дочка» «Русгидро» – «РАО ЭС Востока».

В РСПП с предложениями ФАС не согласны. Субсидирование тарифов, возможно, даст краткосрочный эффект, но глобально проблему привлечения инвестиций на Дальний Восток не решит, пишет в письме к вице-премьеру Юрий Трутневу президент РСПП Александр Шохин (копия письма от 1 марта есть у «Ведомостей»). Шохин предлагает свой вариант. Во-первых, адресную поддержку инвестпроектов на Дальнем Востоке. Тарифы в этом регионе регулируются государством, и оно могло бы установить для инвесторов специальный «тариф развития» на 10 лет. Его более низкая величина может быть достигнута за счет подключения только к сетям ФСК (тариф которой ниже других сетевых компаний – экономия до 40 коп./кВт ч), считает Шохин. Во-вторых, можно исключить из платежа плату за мощность (от 30 до 70% платежа за свет). Избыток мощности в регионе это позволяет, а экономия составит около 80 коп./кВт ч, отмечает автор письма. Он также предлагает развивать конкуренцию между поставщиками энергоресурсов. Две трети генерации региона – угольные ТЭС «РАО ЭС Востока», пишет Шохин. Поэтапная приватизация объектов генерации могла бы повысить инвестиционную привлекательность региона, считает он. Кроме этого развитие газовой генерации, а на удаленных территориях – строительство объектов на возобновляемых источниках энергии по договорам о предоставлении мощности (ДПМ, гарантирует возврат инвестиций с доходностью до 14%), говорится в письме.

Предложения РСПП частично совпадают с позициями Минэкономразвития и Минэнерго, говорят представители ведомств: работа над законопроектом продолжается. Минэнерго сразу считало, что необходима адресная поддержка и целесообразно развитие конкуренции, добавляет его представитель.

В НП «Сообщество потребителей энергии» согласны, что перекрестное субсидирование бесперспективно, говорит его представитель. На финансирование поддержки можно направить средства институтов развития, дивиденды «Русгидро», а вот создание конкуренции положительного эффекта может не дать, комментирует он предложение РСПП.

Главная проблема Дальнего Востока – это отсутствие потока проектов, говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Строить надо под реальные инвестиционные обязательства в специальных зонах развития, рядом с действующими или строящимися электростанциями (в крайнем случае около подстанций ФСК), считает эксперт. Адресные тарифы – верное решение, но вообще доля тарифов в общих затратах невелика, комментирует Пикин: пока проектов энергоемких предприятий на Дальнем Востоке нет. Приватизация не поможет без изменения модели рынка и наличия избытка конкурентоспособных мощностей, считает он. Угольные станции, учитывая близость месторождений, дешевле газовых, оценивает эксперт. А вот ДПМ для возобновляемых источников энергии на изолированных территориях – самое правильное решение, соглашается Пикин.

Единственным получателем надбавки к цене на мощность для потребителей в ценовых зонах должна стать «дочка» «Русгидро» – «РАО ЭС Востока»