Владелец «Домодедово» Дмитрий Каменщик не исключил, что может стать обвиняемым

Председатель совета директоров аэропорта считает, что у следователей есть такие полномочия
Владелец «Домодедово» Дмитрий Каменщик не исключил, что может стать обвиняемым
Владелец «Домодедово» Дмитрий Каменщик не исключил, что может стать обвиняемым / М. Стулов / Ведомости

Председатель совета директоров "Домодедово" Дмитрий Каменщик не исключил, что может стать обвиняемым по делу об оказании опасных услуг, которое в августе 2015 г. возбудил Следственный комитет России (СКР). "Такие процессуальные полномочия у следователей есть", - сказал Каменщик. Он отметил, что следователи во время допросов не говорили, что ему может быть предъявлено обвинение. "Никаких угроз мне не было", - сказал Каменщик.

Он подчеркнул, что, по мнению "Домодедово", его сотрудники невиновны. Следствие, предъявляя обвинение, руководствуется нормами закона, которые не действовали в то время, когда произошел теракт. "Мы твердо осознаем, что транспортная безопасность аэропорта соответствовала и соответствует нормам закона. Имея в виду, что закон эволюционировал, он не всегда был таким, как сейчас. Мы сотрудничаем с правоохранительными органами, будучи заинтересованными в установлении истины", - настаивает Каменщик.

Каменщик заявил, что не получал предложений о продаже аэропорта.

"Я считаю допущение, от которого вы отталкиваетесь в своем вопросе - конфликте с государством, некорректным", - ответил Каменщик на вопрос одного из корреспондентов, является ли возбуждение нового уголовного дела в отношении экс-директора аэропорта Вячеслава Некрасова продолжением конфликта с государством. "Государство вело себя в истории с нами законно, что позволило нам выжить", - сказал он.

Теракт в зоне прилета международных авиалиний в «Домодедово» произошел 24 января 2011 г. Погибли 37 человек, 172 человека были ранены. Осенью 2013 г. Мосгорсуд назначил наказание в виде пожизненного лишения свободы Исламу Яндиеву, Илезу Яндиеву и Баширу Хамхоеву. А в 2015 г. СКР возбудил в отношении руководителей «Домодедово» уголовное дело об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Обвиняемыми стали бывший руководитель российского представительства «Эрпорт менеджмент компани лимитед» Светлана Тришина, бывший управляющий директор «Домодедово эрпорт авиэйшн секъюрити» Андрей Данилов, бывший директор аэропортового комплекса Вячеслав Некрасов. Все трое были арестованы.

Как писал «Коммерсантъ», обвиняемые, а также неустановленные лица из числа фактических владельцев предприятий аэропортового комплекса в период с 2009 по 2010 г. решили разработать и ввести свою "Технологию досмотра на входах в аэровокзальный комплекс "Домодедово", в соответствии с которой сокращалось время нахождения пассажиров на входах в аэропорт. По данным следствия, технология предусматривала нахождение на каждой входной группе лишь одного сотрудника службы авиационной безопасности. Он досматривал с помощью интроскопа багаж и личные вещи пассажиров, но при этом сами они процедуру технического контроля с использованием стационарного металлоискателя не проходили. Не проводились и собеседования с подозрительными посетителями аэропортов. Досмотр же входящих в аэровокзальный комплекс осуществлялся выборочно. Таким образом, применение новой технологии, считает следствие, позволило сократить время нахождения пассажиров и посетителей у входов, но при этом "увеличило вероятность проноса взрывного устройства". Владельцы "Домодедово" и обвиняемые, считает следствие, "осознавали", что их действия "неизбежно приведут к увеличению степени уязвимости аэропорта и повлекут оказание услуг в области гражданской авиации, не отвечающих требованиям безопасности".

На прошлой неделе СКР заявил, что число подозреваемых по уголовному делу о теракте может увеличиться. Адвокат Тришиной Ольга Мокридина заявляла, что следствие использует арестованных для давления на владельцев аэропорта (слова адвоката передавал «Интерфакс»).

После теракта «Домодедово» был выставлен на продажу. Тогда же Каменщик впервые публично объявил себя владельцем аэропорта. За «Домодедово» он просил $5 млрд, но покупателей не нашлось. В числе претендентов были группа «Сумма», «Альфа-групп», «Ренова».