К концу 2015 г. X5 догнала своего конкурента «Магнит» по приросту торговой площади
Это произошло впервые за шесть летЗа 2015 г. крупнейшие российские продавцы продовольственных товаров увеличили свои торговые площади на рекордные 2,68 млн кв. м, или на 16,6% (подробнее см. график), подсчитали эксперты «Infoline-аналитики». Впервые по итогам года более половины прироста пришлось на двух лидеров рынка – краснодарскую компанию «Магнит» и X5 Retail Group – 52% от введенных торговых площадей. В 2015 г. торговая площадь № 1 российского продовольственного ритейла «Магнит» выросла на 823 000 кв. м, его конкурента – на 761 000 кв. м, отметил гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
При этом к концу года по темпам прироста торговых площадей X5 почти догнала «Магнит» – впервые за шесть лет, указывает Бурмистров: в IV квартале 2015 г. торговые площади «Магнита» увеличились на 258 700 кв. м, а X5 – на 253 500 кв. м. А если не учитывать в статистике магазины бытовой химии и косметики «Магнит косметик», то, как свидетельствуют данные «Infoline-аналитики», X5 и вовсе обогнала конкурента. Однако ранее менеджмент краснодарской сети заявлял, что компания старается перенести большую часть открытий на начало года.
Площади X5 росли благодаря открытиям магазинов основного формата группы – «магазины у дома» «Пятерочка» (88% прироста площадей группы за 2015 г.), а также благодаря покупкам региональных торговых сетей, поясняет Бурмистров. Среди таких – 100 магазинов в Оренбургской области («Соседушка») и 104 магазина на юго-западе страны (группа «Росинка»).
Большой переезд
15 супермаркетов и гипермаркетов в Москве, Петербурге и нескольких городах-миллионниках переедут в течение года, говорит представитель X5. Только в декабре 2015 г. группа закрыла три московских супермаркета. Это связано с тем, что группа расторгает контракты по валютной аренде, когда собственник не соглашается на пересмотр условий, поясняет представитель сети. По его словам, низкие арендные ставки, которые сегодня характерны для рынка недвижимости, компенсируют расходы компании на релокацию.
Конкуренция региональных игроков и федеральных сетей до сих пор была не столь сильной – она обострилась в последние годы, отмечает партнер Deloitte Егор Метелкин. Если раньше региональные ритейлеры могли продолжать работать с прибылью, то с падением потребления в 2015 г. их обороты и трафик стали падать, отмечает Бурмистров. Поэтому все больше владельцев региональных торговых сетей отказываются от низкорентабельного розничного бизнеса и предпочитают сосредоточиться на сдаче в аренду принадлежащей им торговой недвижимости, считает Бурмистров. X5 отмечает такую тенденцию, соглашается с экспертом представитель этого ритейлера: «В частности, в этом тренде наша недавняя сделка в Коми, где мы приобретаем права аренды у регионального игрока». Речь идет о приобретении прав аренды на часть помещений сыктывкарской сети «Ассорти», руководство которой сообщало о переговорах с X5 в конце 2015 г.
Однако зачастую региональным сетям выгоднее закрыть убыточный магазин и продать площадь, вместо того чтобы сдавать его в аренду федеральной сети, замечает Метелкин.
При желании в 2016 г. X5 Retail Group может обогнать «Магнит» по приросту торговых площадей, считает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. Однако в текущих реалиях нет цели гнаться за площадями – необходимо запускать только те магазины, которые принесут приемлемый уровень трафика, розничного товарооборота и прибыли, рассуждает она.