Нефтяники вынуждены затягивать пояса

Американские и канадские компании ежедневно теряют минимум $350 млн при нынешних ценах
Некоторым нефтяным компаниям в США и Канаде приходится останавливать буровые на убыточных скважинах, но многие продолжают качать нефть/ Sergei Chuzavkov/ AP

Цены на североамериканскую нефть WTI на этой неделе приблизились к $25 за баррель. В этих условиях многим нефтяным компаниям приходится начинать сокращать расходы там, где они до сих пор пытались этого избежать, и останавливать работы на убыточных скважинах. «Люди столкнулись с реальностью», – говорит Деннис Кэссиди, управляющий директор консалтинговой компании Alix Partners, по поводу начавшегося летом 2014 г. падения цен на нефть.

На фоне активности нефтедобытчиков рост спроса на топливо существенно замедляется, говорится в докладе инвестбанка Simmons & Co. International, специализирующегося на энергетике. Маржа НПЗ снижается, поэтому они не покупают много нефти, усугубляя ситуацию на рынке, отмечают специалисты Howard Weil, подразделения канадского Scotiabank. При этом цены на многие сорта нефти значительно ниже, чем на эталонные. Так, Flint Hills Resources для своих НПЗ в Миннесоте и Техасе закупает в Северной Дакоте легкую нефть с низким содержанием серы по $13,75 за баррель.

По оценкам Alix Partners, американские и канадские нефтяники при нынешних ценах теряют минимум $350 млн в день. Некоторые компании в Канаде предупреждают, что могут прекратить добычу на старых участках нефтеносных песков, если цены опустятся еще сильнее. «В январе мы вообще не смогли заработать на нефтеносных песках», - рассказал в интервью гендиректор Cenovus Energy Брайан Фергюсон.

По итогам торгов в четверг, 11 февраля, нефть WTI подешевела до $26,21 за баррель, а североморская Brent – до $30,06 за баррель. Таким образом, с начала года эти сорта нефти подешевели примерно на 30 и 20% соответственно. Но в пятницу цены частично восстановились, и к 19.00 мск баррель WTI подорожал на 9,8% до $28,78, а Brent – на 7,4% до $33,05.

Цены не опустятся ниже $20 за баррель, если только нефтехранилища не окажутся полностью заполнены, считает Дэниел Ергин, вице-председатель консалтинговой компании IHS. Но у многих участников рынка настроение более «меджвежье», признает он. Запасы нефти в США сейчас превышают 500 млн баррелей, для этого времени года это максимум за последние 85 лет. По оценкам IHS, в 2015-2019 гг. нефтяные компании по всему миру сократят капиталовложения почти на $1,5 трлн, что в итоге должно привести к снижению нефтедобычи в мире. Но пока ее объемы остаются высоким. Поэтому некоторые эксперты, в том числе гендиректор Vitol Иэн Тейлор, прогнозируют: даже если к концу года цены восстановятся примерно до $48 за баррель, затем в течение 5-10 лет они могут оставаться в пределах $40-60.

На проходившей на этой неделе в Лондоне ежегодной отраслевой конференции International Petroleum Week ощущался пессимизм топ-менеджеров нефтяных компаний, трейдеров и аналитиков. Растет беспокойство, что нынешний крах нефтяного рынка будет похож на потерянное десятилетие, начавшееся с обвала цен в 1985-1986 гг. и длившееся почти до конца 1990-х гг.

Джон Ингланд из Deloitte советует энергетическим компаниям, перед которыми маячит угроза банкротства, не дожидаться его, а уже сейчас резко сократить издержки в той мере, в какой им пришлось бы это сделать при объявлении о своей финансовой несостоятельности. Многие компании из-за высокой задолженности и больших затрат, требующихся для разработки некоторых месторождений, плохо подготовлены к тому, чтобы выдержать длительный период низких цен. «Мы знаем, что в конце концов они [цены] восстановятся, – говорит Ингланд. – Вопрос в том, кто дотянет до этого?»

Каждой третьей нефтегазовой компании в США грозит банкротство к середине 2017 г., считают аналитики Wolfe Research. Но даже если у ряда производителей сланцевой нефти или их активов появятся новые владельцы, те вряд ли закроют вентиль. Возможно, цены должны опуститься до $20 за баррель, прежде чем компании полностью прекратят добычу, считают специалисты Goldman Sachs и Citigroup.

Большинство публичных нефтяных компаний сократят расходы в среднем на 50% в этом году, прогнозируют аналитики Barclays. По их оценкам, благодаря этому добыча может снизиться на 1 млн баррелей в день, или примерно на 1%, что остановит падение цен.

Энергетические компании сократили примерно 280 000 человек по всему миру после начала падения цен на нефть в 2014 г., по данным Graves & Co. Только в Техасе в 2015 г. работы лишились 72 000 человек, по оценкам Техасского альянса энергетиков (TAEP). Если учитывать нефтесервисные и другие компании, связанные с отраслью, то эта цифра увеличится до 288 000 человек, сообщает TAEP.

Но, несмотря на сокращения, нефтедобыча в Техасе растет. Она увеличилась на 10% в 2015 г. и даже может превзойти рекорд 1972 г., утверждает экономист TAEP Карр Ингэм. Отчасти это связано с тем, что компаниям с большими долгами приходится продолжать качать нефть, чтобы получать деньги и проводить текущие выплаты, Кроме того, когда нефть была дороже, многие использовали хеджирование, что сейчас позволяет им продавать нефть по ценам выше текущих. У Pioneer Natural Resources, одного из главных производителей сланцевой нефти в Техасе, тоже есть такие контракты. Если компания решит, что дно достигнуто, она может продать их, получить деньги и использовать их на финансирование текущей деятельности, пока цены восстанавливаются. Но гендиректор Pioneer Скотт Шеффилд заверяет, что даже не помышляет об этом. «Боюсь, что [цены] могут опуститься еще сильнее», – заявил он инвесторам в четверг.

Перевел Алексей Невельский