Х5 начала третий проект в онлайн-торговле

Руководить интернет-продажами в «Перекрестке» будет выходец из МТС
Х5 начала третий проект в онлайн-торговле/ Д. Абрамов/ Ведомости

Второй по выручке российский ритейлер X5 Retail Group делает третью попытку начать торговлю в интернете: компания наняла директора по электронной коммерции супермаркетов «Перекресток» – им стал Денис Васильев. Об этом «Ведомостям» рассказал источник, близкий к ритейлеру, и подтвердил представитель X5.

Электронная коммерция – одно из пилотных направлений новой концепции «Перекрестка», уточнил представитель X5. Это направление, по его словам, призвано «удовлетворить растущие потребности тех клиентов, которые хотят получать товары, услуги и клиентский сервис онлайн». «Это пилотный проект, сроки и параметры пока не раскрываем», – добавил он.

Васильев ранее работал в МТС, отметил источник, близкий к X5, и подтвердил представитель МТС. По словам последнего, Васильев более года руководил онлайн-магазином сотовой розницы МТС и покинул компанию на прошлой неделе.

Это будет третий подход Х5 к интернет-торговле. Первый состоялся в 2009 г., когда группа купила у eHouse компанию «Айти бизнес», управлявшую интернет-магазинами Bolero.ru и 003.ru (книги, бытовая техника и электроника). Через полтора года X5 избавилась от онлайн-подразделения, объяснив решение желанием сосредоточиться на основном бизнесе. В 2012 г. X5 запустила онлайн-магазин E5.ru, который предлагал почти 2 млн наименований непродовольственных товаров. К началу 2014 г. доля онлайн-проекта в выручке X5 Retail составила 0,3%, а сеть пунктов выдачи состояла из 2000 точек в «Перекрестках» и «Пятерочках» Москвы, Петербурга, Казани и других городов. Развитие проекта совпало с периодом перестраивания бизнеса X5, пытающейся остановить отток покупателей из традиционных магазинов. Уже к концу года группа объявила о закрытии онлайн-магазина, чтобы вновь сосредоточиться на традиционном бизнесе.

За это время основные конкуренты X5, напротив, начали свои онлайн-проекты.

Главный конкурент X5 – лидер российской розницы «Магнит» – в 2015 г. начал тесты онлайн-продаж с доставкой на дом в Краснодаре. Решение о дальнейшем развитии «Магнита» в интернете будет принято не раньше середины 2016 г., заявил финдиректор «Магнита» Хачатур Помбухчан. Ранее онлайн-продажи начала сеть гипермаркетов «О’кей» – сначала в пределах Московского региона, а затем и в Петербурге. Интернет-проекты других крупных ритейлеров – «Ашана» и Metro – сосредоточены больше на непродовольственном ассортименте. «Ашан» продает через интернет мебель и электроинструменты, детские товары и питание. Онлайн-проект германского Metro Cash & Carry в России ориентирован на юрлиц, поэтому продает канцтовары, бытовую химию, продукты питания с длительным сроком хранения и др.

«Современная торговля давно вышла за пределы розничного ритейла. Развитие подобных каналов является неотъемлемой частью бизнеса» – такое объяснение приводится во внутреннем письме Х5 по поводу назначения Васильева.

Запускать интернет-магазин именно на базе «Перекрестка» – правильное решение, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Формат супермаркетов, в отличие от дискаунтеров и гипермаркетов, идеально подходит для такой цели – так проще сформировать весь ассортимент и собирать заказы, считает он. Для успеха, по его мнению, необходимо предоставлять весь ассортимент «Перекрестка», т. е. в основном продовольственные товары.

Проблема онлайн-торговли продуктами питания в рентабельности, говорил ранее гендиректор «Ашан Россия» Вилельм Убнер: «Чем дешевле товар, тем выше логистические затраты. Интернет-продажи рентабельнее для более дорогих непродовольственных товаров».