Суд обязал раскрыть концессионное соглашение по «Платону»

Росавтодор и РТИТС предоставят текст суду, но не сомневаются, что сторона Навального проиграет иск
В своем блоге Навальный указал, что отзывы ответчиков почти не касаются сути концессионного соглашения
В своем блоге Навальный указал, что отзывы ответчиков почти не касаются сути концессионного соглашения / М. Стулов / Ведомости

Арбитражный суд Москвы обязал оператора системы взимания платы с грузовиков "Платон" - ООО "РТ-инвест транспортные системы" (РТИТС) - и Росавтодор представить суду текст концессионного соглашения по "Платону", подтвердили журналистам представители сторон после предварительного судебного заседания, состоявшегося в среду. Следующее заседание суда назначено на 2 марта.

Один из истцов, основатель Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексей Навальный, сказал, что доволен тем, что суд не внял доводам стороны ответчика о злоупотреблении правом с его стороны. "Мы рады, что суд удовлетворил наше требование и концессионное соглашение будет представлено в суде, мы с ним сможем ознакомиться в ходе изучения материалов дела... Мы по-прежнему считаем, что у нас есть все железные юридические основания для того, чтобы признать концессионное соглашение по "Платону" незаконным и ничтожным", - передал слова Навального "Интерфакс".

Юрист ФБК Иван Жданов выразил надежду, что суд рассмотрит и дополнительные документы к концессионному соглашению, в числе которых финансово-экономическое обоснование "Платона", содержащее много важной информации. По оценке Жданова, пока судья Дмитрий Иканин готов прочитать 160 страниц самого концессионного соглашения, тогда как суммарный объем договора с РТИТС превышает 300 страниц. Возможно, судья не хочет делать многотомное дело, предположил юрист.

Директор по правовым вопросам РТИТС (принадлежит Игорю Ротенбергу и фонду «РТ-инвест») Михаил Попов выразил удовлетворение "сдержанным ходом судебного заседания" и надежду, что "процесс будет не слишком долгим". "В суде было озвучено требование к ответчикам, то есть к нам, - представить текст концессионного соглашения. Мы, естественно, исполним требование суда", - заявила представитель Росавтодора Елена Семенова.

По оценке Попова, шансов выиграть иск у истцов нет. Он напомнил, что концессионное соглашение заключено на основании распоряжения правительства, которое имеет право определять концессионера без конкурса, плата за пользование дорогами определена федеральным законом, а "по общепринятой российской практике текст концессионных соглашений не публикуется". По мнению юриста, сторона Навального все же злоупотребляет правом: "Истцам предстоит доказать, что их права нарушены оспариваемым документом".

В своем блоге Навальный указал, что отзывы ответчиков почти не касаются сути концессионного соглашения. "Аннулирование сделок только по той причине, что в них обнаружены те или иные пороки, но без цели защиты прав и интересов сторон сделки или других лиц, вступает в противоречие с общими принципами гражданского права", - цитирует отзыв Навальный. "Тот случай, когда вся страна считает систему «Платон» злом, а в злоупотреблении правом обвиняют тебя, хотя ФБК — единственная организация, которая с этим злом борется", - пишет оппозиционер.

Росавтодор в пресс-релизе по судебному заседанию повторил довод о том, что плата с грузовиков взимается согласно федеральному закону, а потому конкретное концессионное соглашение не может оказывать влияние на права (использование дорожной сети) и обязанности (его оплата) индивидуальных предпринимателей и физических лиц. "Суду предоставлены исчерпывающие основания для отклонения иска о признании данной сделки несостоятельной", - считает Росавтодор.

История вопроса

Навальный и юрист Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Иван Жданов подали в Арбитражный суд Москвы иск с требованием признать концессионное соглашение с РТИТС ничтожным, поскольку оно было заключено без проведения конкурса и нарушает "положения федерального закона в части распределения обязанности по внесению концессионной платы". "Суду и Росавтодору придется выкручиваться в ситуации, когда закон полностью на нашей стороне", - считает Навальный.

В конце прошлого года ФБК опубликовал концессионное соглашение по системе оплаты проезда грузовиков "Платон", полученное помимо Росавтодора, и подал иск. Росавтодор заявил, что соглашение является коммерческой тайной, и не исключил обращения в правоохранительные органы после публикации.

ФБК считает, что публикация соглашения соответствовала интересам общества, поскольку его заключение прошло без конкурса, а ввод системы "Платон" привел к протестам дальнобойщиков. Навальный писал, что плата с РТИТС по концессионному соглашению не взимается, что, по его мнению, является нарушением "существенных (обязательных по закону) условий концессионного соглашения". Выплата же РТИТС государством 10,6 млрд руб. в год не имеет экономического обоснования, указывал Навальный.

Система "Платон", вводящая плату за проезд для грузовиков массой более 12 т, начала действовать с 15 ноября. Ввод системы спровоцировал протесты дальнобойщиков во многих регионах, часть из них приехали в Москву, где планировали перекрыть МКАД, однако эта акция не удалась. Президент России Владимир Путин на ежегодной пресс-конференции заявил, что система отменена не будет, однако для большегрузов должен быть отменен транспортный налог.