В сотовой рознице не осталось независимых сетей
«Связной» входит в ту же группу лиц, что «Евросеть», «Вымпелком» и «Мегафон», решили чиновникиПокупка Олегом Малисом, братом президента «Евросети» Александра Малиса, контрольного пакета группы «Связной» у ее основателя Максима Ноготкова не привела к ограничению конкуренции. Это следует из решения Арбитражного суда Москвы (опубликовано на его сайте), резолютивная часть которого была оглашена 14 декабря 2015 г. Тогда суд отклонил иски МТС и ее дочерней Русской телефонной компании, управляющей сетью фирменных салонов оператора, к Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Истцы требовали отменить решение ФАС, разрешившее компании North Financial Overseas Олега Малиса приобрести контроль над головной структурой группы «Связной» – кипрской Trellas Enterprises, на том основании, что Малис и «Евросеть» связаны друг с другом.
ФАС действительно рассматривает North Financial Overseas, «Евросеть» и ее «дочек» как группу лиц, «имеющую возможность влиять на общие условия обращения товара на рынке», следует из решения суда. К этой же группе лиц ФАС относит и акционеров «Евросети» – «Вымпелком» и «Мегафон» (владеют по 50%), уточнила в разговоре с «Ведомостями» замначальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Надежда Шаравская. Тем не менее покупка Trellas конкуренции на рынке сотового ритейла не угрожает, счел суд. Вынося это решение, он опирался на данные ФАС о розничной продаже мобильных телефонов компаниями группы «Евросеть ритейл» и группы «Связной». В 2014 г. совокупные доли этих ритейлеров ни в одном из российских регионов не превышали 50%, говорится в материалах дела. А в целом по российскому рынку совместная доля «Евросети» и «Связного» даже снизилась – с 43% в 2013 г. до 37% в 2014 г.
МТС изучает мотивировочную часть решения, чтобы решить, обжаловать ли его, сообщил представитель оператора Дмитрий Солодовников.
По сути, ФАС признала, что в группу взаимосвязанных лиц входят все крупные продавцы мобильных телефонов и сотовых контрактов за исключением розничной сети МТС, отмечают аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин и аналитик J’son & Partners Евгений Альминов. Служба просто констатировала то положение дел, которое сложилось еще в декабре 2014 г., когда Олег Малис стал владельцем «Связного», замечает Либин.
Много лет «Связной» и «Евросеть» были непримиримыми оппонентами и нередко прибегали к публичной конфронтации. Например, в феврале 2011 г. «Евросеть» попыталась перекупить права аренды 500 самых привлекательных точек «Связного», что вызвало рост арендных ставок по рынку в целом – к началу 2013 г. в некоторых местах ставки возросли вдвое. Два ритейлера неоднократно вступали в ценовые войны, а президент «Евросети» Александр Малис неоднократно сулил «Связному» банкротство и закрытие.
Формальное включение нескольких игроков в одну группу лиц может иметь юридические последствия.
Само по себе доминирующее положение на рынке не преследуется, преследуется злоупотребление им, напоминает партнер юридического бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Анна Нумерова. Разрешая North Financial Overseas покупку «Связного», ФАС не могла не учитывать, что на рынке появится участник со значительной долей (при условии, что располагала информацией в полном объеме), рассуждает юрист. Значит, ФАС будет теперь внимательно следить за ситуацией на рынке и если увидит признаки того, что группа лиц создает барьеры для входа на рынок других игроков, то будет вправе инициировать расследование, делает вывод Нумерова.
Существование группы лиц будет приниматься регулятором во внимание при оценке состояния конкурентной среды на рынке мобильного ритейла и телекоммуникационных услуг, соглашается партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. Если, например, «Вымпелком» или «Мегафон» захочет купить еще один актив в сфере сотового ритейла, то это будет непросто – ФАС должна будет учесть, что покупатель входит в одну группу лиц со «Связным» и «Евросетью». Это будет иметь значение и в случае, если ФАС займется расследованием сговоров и других антиконкурентных практик на рынке, добавляет Зеленин.