Россияне поставили рекорд по повседневной экономии

70% потребителей перешли на более дешевые товары, выяснил «Сбербанк CIB»
Почти каждый четвертый респондент заявил, что в целом сократил потребление еды
Почти каждый четвертый респондент заявил, что в целом сократил потребление еды / С. Николаев

Доля российских потребителей, перешедших на менее дорогие товары, достигла в IV квартале 2015 г. рекордного уровня - 70%, свидетельствуют данные обзора потребительской уверенности россиян «Потребительский индекс Иванова» «Сбербанка CIB». В предыдущем квартале доля таких покупателей составляла 69% от опрошенных.

Российские потребители «по-прежнему пристально следят за специальными предложениями» ритейлеров, говорится в обзоре инвестбанка: доля потребителей («ивановых»), покупающих продукты питания со скидкой чаще и в больших объемах, увеличилась с 50% во II квартале 2015 г. до 59% в IV квартале 2015 г.

Доля респондентов, которые ходят в магазины лишь за товарами со скидками, также продолжила рост. По данным обзора, в октябре-декабре 2015 г. таких потребителей было 44% - против 42% в III квартале и 42% во II квартале того же года. Как и в III квартале, в конце прошлого года 60% потребителей отказывались от покупки дорогих, премиальных продуктов и деликатесов. Почти каждый четвертый респондент (23%, -1 п. п. квартал к кварталу) заявил, что в целом сократил потребление еды.

Это уже заметили крупнейшие российские розничные сети. Так, из-за замедления роста выручки в последние месяцы 2015 г. продажи крупнейшего ритейлера в России «Магнита» не дотянули до прогнозов менеджмента. «Под Новый год люди меньше тратили [чем в 2014 г. - «Ведомости»], такое ощущение, что покупали только самое необходимое», - говорил «Ведомостям» финансовый директор краснодарской сети Хачатур Помбухчан. Выручка российских центров мелкооптовой торговли Metro Cash & Carry сократилась год к году в октябре-декабре 2015 г., сообщала ранее германская группа Metro.

Как подсчитано

Опрос «Потребительский индекс Иванова» разработан исследователями из Cint для «Сбербанк CIB»; проводится ежеквартально по методологии, соответствующей опросам Росстата и оценкам потребительской уверенности, применяемым в ЕС. В ходе исследования опрашиваются 2 300 граждан 18–65 лет, проживающих в 164 городах России с населением более 100 000 человек. Погрешность оценок ниже 2%.

Декабрьские продажи были «очень посредственные», говорил ранее «Ведомостям» гендиректор ритейлера техники и электроники «Техносила» Илья Тимченко. Покупательский спрос в конце декабря 2015 г. оказался ниже, чем годом ранее, по словам исполнительного вице-президента «Евросети» Виктора Луканина, но это было ожидаемо.

В целом результаты исследования говорят о том, что «ивановы» не ждут быстрого и беспроблемного улучшения ситуации и поэтому «воспринимают текущую ситуацию индифферентно», отмечают аналитики «Сбербанка CIB». В результате индекс потребительской уверенности по итогам последнего опроса не изменился по сравнению с III кварталом 2015 г. и остался на минимальной отметке минус 24%.

«Россияне стали менее активно следить за изменениями макроэкономической ситуации, новостями и прочими событиями и поэтому практически никак не отреагировали на ускорившиеся в прошедшем квартале ослабление рубля и падение цен на нефть», - говорится в обзоре.

Впрочем, ожидания в части личного благосостояния у среднего россиянина ухудшились, следует из результатов исследования: соответствующий индекс приблизился к минимуму, наблюдавшемуся в IV квартале 2014 г. Вероятно, это обусловлено по-прежнему высокой инфляцией и усилившимися опасениями насчет безработицы, предполагают аналитики.

Единственная статья расходов, траты на которую потребители планируют наращивать и в 2016 г., - это коммунальные услуги, по данным «Сбербанка CIB». Доля респондентов, заявивших, что нарастят такие расходы, составила почти 40%, тогда как траты на еду готов увеличить лишь 1% потребителей. По мнению аналитиков инвестбанка, динамика потребления продовольственных товаров будет соответствовать динамике доходов потребителей. «В то же время все расходы, не относящиеся к жизненно необходимым, будут сокращаться - большинство "ивановых" планируют урезать траты на питание вне дома и покупку электроники», - пишут аналитики.