Рестораны и бары теряют посетителей
Россияне переключаются на фастфуд и доставку еды домойФастфуд и доставка пиццы в этом году станут лидерами ресторанного рынка по темпам роста, говорится в отчете NPD Group. Эксперты компании оценили динамику посещений различных заведений общественного питания в восьми крупнейших городах России – Москве (вместе с Подмосковьем), Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани, Ростове-на-Дону и Самаре.
Количество посещений (заказов) в фастфуде и доставок пиццы за год с октября прошлого года по сентябрь нынешнего увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 10 и 6% соответственно. В целом по рынку за девять месяцев 2015 г. этот показатель сократился на 4%. В денежном выражении рынок вырос на 2%, указывает NPD Group. Гендиректор NPD в России Мария Ванифатова оценивает рынок общественного питания в восьми городах примерно в 510 млрд руб. Во всей России емкость рынка примерно в 2 раза больше, считает она.
Рост фастфуда NPD Group объясняет тем, что три его лидера – «Макдоналдс», KFC и Burger King, – занимающих более 80% рынка, активно открывали новые точки. В частности, KFC открыла 100 ресторанов (на 18 декабря их 467), Burger King – около 60 (307). Рост в сегменте доставки пиццы – доказательство зрелости рынка: «российские потребители настолько привыкли есть вне дома, что предпочитают даже на собственной кухне съесть пиццу из ресторана, нежели готовить самим», также чаще пиццу заказывают в офисы, говорится в исследовании.
Поход же в ресторан стал частичной заменой путешествиям и дорогим покупкам, отмечает Ванифатова. Средний чек в ресторанах рос наивысшими темпами по сравнению с другими сегментами этого рынка (см. график), хоть рестораны изо всех сил сдерживали рост цен. Посещаемость в барах «Дорогая, я перезвоню» не изменилась по сравнению с 2014 г., снижение стало заметно только в декабре: новогодних корпоративов стало гораздо меньше, тогда как в 2014 г. с 15 декабря до Нового года бары были заполнены, говорит совладелец Hurma Management Георгий Карпенко.
Сейчас доставка становится для них более стабильным источником доходов. Это признают и сами рестораторы. У «Г.М.Р. Планета гостеприимства» (бренды «Сбарро» и «Елки-палки») за девять месяцев число заказов увеличилось на 11,7%, говорит президент компании Мераб Елашвили. Люди стали больше заказывать еду в офисы и домой, подтверждает он. Количество пользователей у сервиса доставки еды Delivery Club выросло в этом году в 2 раза, отмечает его представитель. Средний чек по Москве, по его словам, снизился на 6% до 1658 руб., по России – на 5,4% до 1245 руб. Бизнес доставки можно назвать антикризисным, соглашается директор по маркетингу Delivery Club Алексей Теплов.
Количество визитов в «Макдоналдс» за девять месяцев выросло на 2,8%, в KFC – на 33%, в Burger King – примерно на 10%, сообщили их представители. Сегмент быстрого питания в целом недоразвит, а потребители переходят сюда из более дорогих ресторанов, объясняет представитель Burger King. Значительный вклад внесли увеличение количества точек, реклама и запуск ряда новинок меню, отмечает директор по маркетингу Yum! Brands Russia (бренды KFC и Pizza Hut) Петр Розански.