Кризис помешал запустить новую розничную сеть

Германская Tengelmann сворачивает проект продовольственных дискаунтеров «Плюс» в России
Tengelmann собиралась открыть 150 магазинов Plus
Tengelmann собиралась открыть 150 магазинов Plus / М. Сергеев

Германская Tengelmann Group остановила проект продовольственных дискаунтеров «Плюс» (Plus) в России, рассказали «Ведомостям» два участника проекта. До конца 2015 г. будут открыты первые 12 магазинов, говорил «Ведомостям» представитель Tengelmann в июне. А до 2022 г., по его словам, ритейлер планировал нарастить сеть дискаунтеров до 150 продуктовых магазинов.

Новая сеть так и не начала работать. Дискаунтер в подмосковном Пушкине был почти готов к открытию, но так и не заработал, а товарные остатки были розданы сотрудникам, рассказывает один из собеседников «Ведомостей». Часть германского менеджмента проекта уже покинула Россию, добавляет он. Инвестиции в проект дискаунтера «Плюс» приостановлены, площадки выставлены на продажу, знает консультант, помогавший «Плюсу» подбирать площадки под будущие магазины.

К концу осени «Плюс девелопмент» приобрел права на 12 участков в Московской области (в Чехове, Одинцове, Котельниках, Электростали, Клину, Луховицах, Жуковском и др.), говорил «Ведомостям» вице-премьер правительства Московской области Денис Буцаев. Магазин в Ступине даже был построен, но не сдан в эксплуатацию, в Видном «градсовет отправил проект планировки территории на публичные слушания», рассказывал он.

В Московском регионе «Плюс девелопмент» планировал в течение нескольких лет открыть 150 магазинов, вложив в проект около 450 млн евро, говорил «Ведомостям» вице-премьер Подмоско вья Александр Чупраков. Также планируется открывать дискаунтеры в Тульской и Нижегородской областях, сказал представитель Tengelmann.

Официального уведомления об уходе с рынка «Плюса» нет, сообщил вчера представитель подмосковного правительства. Представитель Tengelmann вчера не ответил на запрос «Ведомостей», представитель «Плюс дискаунта» отказался от комментариев.

Старший брат

Tengelmann развивает в России сеть гипермаркетов по продаже товаров для дома и ремонта OBI. В эту сеть входит 24 гипермаркета в России, из них восемь в Москве, говорится на сайте OBI. Выручка OBI в России в 2014 г. составила 851,8 млн евро, говорится в отчете Tengelmann Group.

Tengelmann планировала развивать сеть дискаунтеров в России совместно со структурами «Росеврогрупп», следовало из презентации на сайте «Плюс девелопмента». У «Росеврогрупп» и Tengelmann есть совместное предприятие, подтверждал представитель «Плюс дискаунта», отвечавшей за оперативное управление сетью.

Предправления Росевробанка Илья Бродский, совладелец проекта дискаунтеров, уточнил, что, по его данным, германские партнеры приостановили развитие проекта и будут принимать решение по поводу его будущего в начале 2016 г. Сказываются курсы валют, экономическая ситуация, не ясно, какой будет потребительский спрос, сказал он: «Цифры, которые закладывались в проекте еще в 2013 г., сегодня выглядят совсем по-другому».

Сейчас удачная экономическая ситуация для дискаунтеров в России, тем более что небольшие магазины (1000–1500 кв. м, какие предусматривал проект «Плюса») не несут таких рисков, как другие форматы, например более крупные гипермаркеты, рассуждает Дмитрий Бурлов, гендиректор «Магазина магазинов».

На российском рынке есть примеры успешных новых игроков-дискаунтеров, например сеть «Верный», которую в последние три года развивают экс-совладельцы X5 Retail Group, говорит партнер Deloitte Егор Метелкин. «Вероятно, могут быть риски, связанные с финансированием, или другие», – рассуждает он. Экономических причин отказываться от развития дискаунтеров сейчас нет, соглашается Бурлов: «Я вижу только политический подтекст, связанный с санкциями и другими факторами».

В рейтинге мировых рынков розничной торговли A.T. Kearney Россия потеряла 9 пунктов и опустилась на 21-е место по привлекательности для международных сетей. На политические последствия кризиса, связанного с событиями на Украине, наложились низкие цены нефти, девальвация, ускорение инфляции, отток капитала и падение покупательной способности, перечисляли аналитики из A.T. Kearney.

Ситуация в России остается сложной, но может стабилизироваться в текущем финансовом 2015/16 году, заявил вчера главный исполнительный директор Metro Group Олаф Кох (цитата по «Интерфаксу»). Выручка группы в России в 2014/15 финансовом году снизилась на 18,7% до 4,2 млрд евро из-за девальвации, но сопоставимые продажи растут и группа планирует продолжать открывать новые центры в России.

Для менее крупных ритейлеров ситуация сложнее. Корпорация Sok Retail Int (развивает в России сеть супер- и гипермаркетов Prisma) в конце 2014 г. приостановила развитие сети в России, а летом 2015 г. закрыла супермаркет Prisma в Петербурге из-за нерентабельности, рассказывал ее представитель.

В подготовке статьи участвовали Ирина Скрынник и Анна Еремина