Около 100 независимых АЗС в Алтайском крае стали банкротами
Они не могут конкурировать с заправками нефтяных компанийВладельцы более 100 АЗС в Алтайском крае проходят процедуру банкротства из-за того, что несвоевременно выплачивают кредиты, рассказал руководитель Алтайского топливного союза Юрий Матвейко. Часть из них уже закрылась, всего за последние три года прекратило работу около 50 АЗС. Сейчас в крае работает примерно 500 АЗС (около 150 заправок принадлежат нефтяным компаниям). 2016 год будет не менее тяжелым, чем текущий, считает он. С рынка уйдет не один десяток независимых операторов.
Стоимость кредитов для независимых АЗС резко выросла, согласен директор Small Letters Виталий Крюков. При том что независимые операторы испытывают давление со стороны вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Последние готовы снижать цены на топливо в убыток себе, чтобы вытеснить независимые АЗС, уверен Матвейко. При этом нефтекомпании поднимают оптовые цены, но сдерживают цены в собственных розничных сетях. В 2015 г. оптовая цена Аи-92 в Алтайском крае для независимых АЗС превышала розничную на заправках ВИНК на 30–50 коп. за литр. По словам Матвейко, похожие проблемы есть у независимых АЗС Новосибирска, Кузбасса. И такая тенденция наблюдается в последние шесть лет, добавил он.
У пяти крупнейших нефтяных компаний около 6885 заправок. Независимых АЗС в России примерно 13 000–14 000, по данным Российской топливной ассоциации. В кризис под удар первыми попадают заправщики Сибири и Дальнего Востока – регионов, где конкуренция ниже и НПЗ меньше, говорит Крюков.
Локальный дефицит
В Иркутской, Новосибирской областях, Алтайском крае возникли проблемы с поставкой бензина из-за ремонта нефтеперерабатывающих заводов. В результате, например, иркутская сеть «Крайснефть» приостановила работу своих АЗС, а на заправках другой сети АЗС, «Омни», образовались очереди из-за высокого спроса.
В июле союз обращался в краевое управление ФАС и региональную прокуратуру с просьбой разобраться с ценовой политикой «Газпром нефти», сообщал «Интерфакс». Организация считала, что компания необоснованно и значительно увеличила оптовые цены. Независимые АЗС вынуждены были поднимать розничную цену выше, чем у «Газпром нефти», теряя объемы реализации или продавая в убыток. «Компания проводит сдержанную ценовую политику и традиционно формирует цены в среднем ценовом сегменте рынка», – объяснял тогда представитель «Газпром нефти». Представитель «Газпром нефти» в понедельник от комментариев отказался. Представители «Роснефти» и «Лукойла» не ответили.
ФАС в июне фиксировала рост оптовых цен на топливо и снижение объемов поставок бензина независимым операторам в Алтайском крае со стороны «Газпром нефти» и «Роснефти», сообщала служба.
Владельцы АЗС Алтайского края испытывают проблемы не первый раз. Топливный кризис 2011 г. начался как раз с этого региона. Тогда из-за нехватки топлива нефтяные компании ограничили его продажу на своих АЗС, а многим независимым пришлось закрыться. Для решения топливного кризиса чиновники предлагали развивать независимую нефтепереработку: рассматривалась передача «Роснефтегазу» одного из НПЗ. Идея так и не была реализована. В ноябре 2014 г. независимые операторы в некоторых сибирских регионах прекращали продажи топлива, так как нефтяные компании снизили оптовые поставки (см. врез). «После аварии на Ачинском НПЗ [июнь 2014 г.] бензин просто пропал», – объяснял тогда Матвейко.
С начала 2015 г. бензин подорожал на 5,5%, что ниже ожидаемой инфляции (около 13%, прогноз ЦБ). «И это полностью соответствует нашим ожиданиям <...> Это умеренный рост, причем большая его часть объясняется ростом налогообложения бензина, и эти умеренные налоги идут на ремонт и реконструкцию автодорог», – говорил вице-премьер правительства Аркадий Дворкович. По его словам, от повышения цен на топливо прибыль нефтяных компаний не растет, наоборот, она снижена до предела. Но нефтяные компании могут зарабатывать в оптовом сегменте, в отличие от независимых заправщиков. В 2016 г. цены на бензин тоже вырастут ниже инфляции, прогнозирует ФАС. Нефтяники формируют цены на АЗС с оглядкой на ФАС, иначе служба может возбудить дела, говорил сотрудник нефтяной компании. С одной стороны, нефтяным компаниям приходится снижать собственную розничную маржу, но, с другой стороны, они «отжимают» независимые АЗС, которые разоряются и уходят с рынка, заключает аналитик «Уралсиб кэпитал» Алексей Кокин: «Это тоже способ подавлять конкуренцию». Представитель ФАС не ответил на запрос.