Распродажи впервые начались задолго до Нового года

Так торговые сети реагируют на снижение покупательной способности россиян
Магазины не ждут праздников
Магазины не ждут праздников / А. Гордеев / Ведомости

Покупательная способность россиян снижается второй год подряд. В этом году доля тех, кто может уменьшить затраты на подготовку к Новому году, выросла с 38 до 57%, зафиксировала Deloitte в исследовании потребительских расходов «Новый год и Рождество – 2016».

В 2015 г. покупательная способность каждого второго россиянина оказалась ниже его ожиданий (подробнее о выборке см. врез). Обычно от наступающего года россияне ждут роста покупательной способности: год назад они надеялись на ее рост на 5% в 2015 г. Но в реальности показатель упал почти вдвое (на 46%). Сейчас, по оценке Deloitte, россияне ожидают, что их покупательная способность в 2016 г. снизится на 16%.

Это заметно повлияло на поведение покупателей в самый важный для розничной торговли сезон предновогодних продаж. В этом году новогодний бюджет среднего россиянина согласно расчетам Deloitte составит 15 500 руб. (или 217 евро), что на 7% ниже показателя годичной давности (16 700 руб.). Сокращаются траты на развлечения: их доля в новогоднем бюджете снизится с 15% в 2012–2014 гг. до 10%. Чуть больше половины бюджета уйдет на подарки (102 евро), а остальное – на еду и напитки, говорится в исследовании Deloitte.

В электронике – это один из самых популярных подарков – ритейлеры уже сейчас не строят грандиозных планов. В штуках продажи будут ниже прошлогодних из-за того ажиотажного спроса в связи с девальвацией в декабре 2014 г. – это самая главная причина, поясняет представитель Inventive Retail Group Людмила Семушина (сети re:Store, Samsung, Sony, Lego, UNOde50, а также спортивные Nike и Streеt Beat).

Как считала Deloitte

Deloitte ежегодно проводит опрос новогодних настроений в 14 странах Восточной и Западной Европы. В этом году эксперты опросили 838 респондентов в России в последнюю неделю сентября и первые две недели октября 2015 г. Выборка по России является более репрезентативной в отношении среднего и обеспеченного классов, а также крупных городов.

В денежном выражении средний чек в 2015 г. растет в силу скачка цен, добавляет Мария Заикина из «Связного». Но покупатели стали экономить и лучше всего динамика продаж у брендов среднего ценового сегмента (например, Lenovo, LG, ZTE), говорит Заикина. В декабре россияне традиционно купят больше флагманских устройств, чем в другие месяцы, но часть все же перейдет на более бюджетные товары, а часть сможет позволить себе новый смартфон только в рассрочку. «В этом году очень выросла популярность программ рассрочки, людям сложнее сразу заплатить полную стоимость гаджета», – говорит представитель «Связного».

Некоторые ритейлеры в этом году были вынуждены впервые за все время своей работы начать распродажи еще до Нового года. «Обычно в декабре товары для интерьера, посуда пользуются высоким спросом, их часто покупают в подарок, поэтому мы в декабре никогда не проводили никаких специальных акций», – рассказал совладелец сети товаров для дома «Уютерра» Александр Селиверстов. Но в этом году ритейлер впервые за 13 лет начал распродажу в декабре. «Мы опасались, что декабрь может пройти мимо. Сегодня, чтобы поддержать новогоднее настроение, нужны ценовые акции», – поясняет Селиверстов. Иначе люди могут обойтись без подарка и пойти в гости «с килограммом мандаринов».

С другой стороны, сети, которые в прошлом году не испытали ажиотажного спроса из-за девальвации, надеются на этот год. «В спортивных товарах мы ожидаем роста предновогодних продаж по сравнению с прошлым годом, а по сравнению с ноябрем – на 60%», – прогнозирует Семушина. Это также связано с прошлогодней историей – тогда потребители стремились покупать крупные вещи, электронику, а на товары «для себя» не тратились, поясняет она: «Сейчас мы ждем компенсации этого спроса».

«Мы не ожидаем значительного снижения спроса в нашем сегменте – fashion со скидками – в новогодний период», – говорит и гендиректор Kupivip.ru Владимир Холязников. Ювелирный ритейлер «Адамас» ожидает «небольшой рост сопоставимых продаж по сравнению с прошлым годом», добавляет его представитель Екатерина Сазонова.

Непростая ситуация в экономике заставляет россиян быть практичными при выборе новогодних подарков, констатировал партнер Deloitte Владимир Бирюков. При этом в будущее наши соотечественники смотрят с осторожным оптимизмом, добавляет он: каждый пятый россиянин ожидает возобновления экономического роста в 2016 г. Впрочем, большая часть настроена не так оптимистично: спада ждут 33% опрошенных.

Магазины не ждут праздников