В российскую интернет-торговлю идут китайские инвесторы

Shunwei Capital вложится в онлайн-агрегатор, созданный в России китайским предпринимателем
На этой площадке ToBox собираются предложения по продаже разных товаров, размещенные в разных социальных сетях, российских шоурумах и магазинах авторских (hand-made) товаров
На этой площадке ToBox собираются предложения по продаже разных товаров, размещенные в разных социальных сетях, российских шоурумах и магазинах авторских (hand-made) товаров / ToBox

Китайский венчурный фонд Shunwei Capital инвестирует в торговую онлайн-площадку ToBox, которая заработает в России в декабре 2015 г. Об этом рассказал «Ведомостям» представитель ToBox и подтвердили вице-президент Shunwei Ли Вей и основатель ToBox Фэн Линь. Речь идет о $50 млн, вложить их предполагается в следующем году.

Это будет уже второй раунд инвестиций в проект, существующий с начала 2015 г. Впервые Shunwei инвестировал в ToBox в сентябре 2015 г., рассказывает представитель площадки. На этой площадке собираются предложения по продаже разных товаров, размещенные в разных социальных сетях, российских шоурумах и магазинах авторских (hand-made) товаров. Зарабатывать ToBox планирует не на отчислениях продавцов, а на дополнительных сервисах – таких, как управление товарными остатками и логистика. Следующий год проект надеется завершить с оборотом около $100 млн, говорит Фэн Линь. Привлеченные средства пойдут, по его словам, на рекламу, расширение российской команды и совершенствование технологий. В дальнейшем ToBox намерен открыть бизнес в других странах, где активно развивается электронная коммерция: в Индии, Бразилии и Австралии.

Прямых конкурентов у проекта в России нет, уверен Фэн Линь: «Яндекс.Маркет» ближе всех, «но у нас принципиально новый формат». Напрямую сравнивать ToBox с «Яндекс.Маркетом» пока рано, соглашается руководитель последнего Павел Алешин: «Мы агрегируем 18 000 магазинов – от гипермаркетов «Юлмарта» и «М.видео» до маленьких тематических магазинов». Но Алешин «рад любым новым игрокам»: расти есть куда, в России онлайн-продажи занимают пока только 3,5% розничного рынка; «в США, по разным оценкам, это 9%, в Великобритании – 11%».

Прежде чем основать ToBox, Фэн Линь был партнером китайской интернет-компании OSell – площадки, где российские предприниматели закупают для перепродажи китайские товары. Сейчас 70% ToBox принадлежит Фэн Линю, 20% – российской команде проекта, 8% – Shunwei Capital и 2% – китайскому производителю мобильных устройств Xiaomi, рассказывает он. Shunwei будет участвовать и в следующих раундах финансирования, обещает Ли Вей.

Растущий рынок

28% составил рост торгового оборота в рунете в первой половине 2015 г. к аналогичному периоду 2014 г.; оборот достиг 305 млрд руб. главным образом за счет инфляции, подсчитали эксперты Data Insight. По данным Synovate Comcon за первое полугодие, 15% российских онлайн-покупателей искали информацию о товарах в соцсетях

Под управлением Shunwei – активы на $1,75 млрд и 1 млрд юаней, компания инвестировала в основном в стартапы, связанные с электронной коммерцией, социальными медиа, медицинскими и образовательными технологиями, онлайн-сервисами для финансового, автомобильного рынков и т. д.

Инвестиций в российские проекты у структур Shunwei до сих пор не было. Но у российского рынка интернет-торговли «очень большой потенциал роста», а ToBox – «уникальный проект» с хорошей командой, объясняет Ли Вей.

Пока российский онлайн-ритейл – это в основном малый и средний бизнес, есть всего несколько крупных компаний-исключений, говорит партнер Data Insight Федор Вирин. В социальных сетях он насчитывает 10 000–15 000 онлайн-продавцов: «Часть из них – дети, которые продают фенечки, художники, люди, которые что-то вяжут». А в Китае на онлайн-площадках вроде ToBox зачастую продают свои товары мелкие производители, для них это единственный канал продажи, говорит Вирин. Идея ToBox зарабатывать на услугах для продавцов кажется Вирину «нереальной»: «Это люди, которые не готовы ни за что платить, у которых нет на это ресурсов».

До сих пор в рунете не было слышно о крупных сделках с участием китайского венчурного капитала, говорит управляющий партнер фонда Maxfield Capital Александр Туркот: «Китайских, как и любых других инвесторов, сдерживают макроэкономические факторы». Учитывая, что основатель ToBox и сам выходец из Китая, это, скорее всего, единичная сделка, полагает он.

До сих пор китайские инвесторы не были замечены в российских интернет-проектах, соглашается управляющий партнер iTech Capital Глеб Давидюк. Изменению ситуации могло способствовать потепление отношений России и Китая в последние годы, отмечает он. Займет ли китайский капитал заметное место на российском интернет-рынке, будет зависеть от степени готовности китайских инвесторов принимать на себя традиционные российские риски, рассуждает Давидюк: «Очевидно, что наша страна для китайцев большой и емкий рынок, а, учитывая геополитическую ситуацию, сейчас для них может открыться больше возможностей в России, чем несколько лет назад».