«Ютэйр» останется у нефтяников
НПФ «Сургутнефтегаз» одноименной нефтяной компании инвестирует в авиаперевозчика 11 млрд рублейВ четверг два региона объявили о намерении приобрести акции «Ютэйр» – до конца года компания собирается разместить допэмиссию на 25 млрд руб. и направить полученные средства на погашение долгов. Дума Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) одобрила увеличение расходной части бюджета 2015 г. на 11,5 млрд руб. Эти средства пойдут на взнос в уставный капитал «Ютэйр», сообщила пресс-служба думы. Корректировку в региональный бюджет – 2015 внесла и Дума Тюменской области: 2,5 млрд руб. будет направлено из бюджета на покупку акций «Ютэйр», рассказала пресс-секретарь губернатора Ольга Фролова.
Допэмиссия «Ютэйр» является условием получения госгарантий на 9,5 млрд руб. (одобрены в конце октября) и получения синдицированных кредитов на 43 млрд руб. (пойдут на погашение нынешних долгов перед банками, соглашения по синдикатам подписаны 20 ноября). В допэмиссии поучаствуют два региона и нынешний мажоритарный акционер – НПФ «Сургутнефтегаз», говорят федеральный чиновник и человек, участвующий в сделке по реструктуризации. «Подписка на допэмиссию открытая, но интересантов всего трое», – уточняет один из собеседников «Ведомостей». Получается, что на НПФ придется 11 млрд руб.
«Ютэйр» давно попросила правительство о предоставлении госгарантий. Но позиция чиновников была непреклонной. Государство будет помогать авиакомпании только в том случае, если часть расходов возьмет на себя ее акционер – НПФ «Сургутнефтегаз», принадлежащий одноименной нефтяной компании, рассказывал ранее «Ведомостям» источник в аппарате правительства.
Банкир в совете
В совет директоров «Ютэйр» по условиям реструктуризации банковских долгов должен войти представитель банков-кредиторов, его выберут сами банкиры, сказал человек, близкий к сделке. В синдицированных кредитах участвовало 11 банков, крупнейший кредитор – Сбербанк.
«90% авиаперевозок на территории округа осуществляет «Ютэйр». Принимаемая мера позволит сохранить транспортную доступность автономного округа, в том числе выполнение пассажирских перевозок по социально значимым маршрутам, а также 1500 рабочих мест, обеспечить поступление налогов в региональный бюджет», – цитирует пресс-служба председателя Думы ХМАО Бориса Хохрякова. «[«Ютэйр» –] один из основных перевозчиков в Тюменской области, в том числе она обеспечивает перевозки в труднодоступные территории нашего огромного региона, куда можно добраться только вертолетным транспортом, поэтому решили поддержать эту компанию», – объясняет Фролова.
Сейчас уставный капитал «Ютэйр» состоит из 577,2 млн обыкновенных акций. В ходе допэмиссии будет размещено еще 3,125 млрд по 8 руб. за бумагу. В итоге уставный капитал авиакомпании увеличится в 6,4 раза. Регионы, таким образом, получат 47,2% увеличенного уставного капитала (ХМАО – 38,8%, Тюменская область – 8,4%), а пакет НПФ «Сургутнефтегаз» сократится с 62,56 до 46,9%, казначейский пакет (у «Ютэйр-капитала» – 11,66%) – до 1,8%. «НПФ сохранит контроль в авиакомпании, одно из условий синдикатов – сохранение за ним прямого или косвенного владения не менее 50% плюс 1 акция», – утверждает человек, близкий к сделке по реструктуризации.
Представитель НПФ и пресс-служба «Сургутнефтегаза» на запросы «Ведомостей» не ответили.
На конец сентября долг «Ютэйр» по РСБУ был 84,5 млрд руб., в том числе 54,8 млрд – перед банками. Если по итогам года EBITDA компании составит 5 млрд руб., как она прогнозирует в презентации, а общий банковский долг снизится до 35 млрд руб., то долговая нагрузка все равно будет значительной, комментирует портфельный управляющий УК «Капиталъ» Дмитрий Постоленко. На ближайшие несколько лет «Ютэйр» придется работать на обслуживание долга, если только ей не удастся избавиться от убыточного бизнеса по авиаперевозкам и сосредоточиться на вертолетном бизнесе, говорит эксперт.
Вчера на закрытие Московской биржи капитализация «Ютэйр» составила 9 млрд руб., с конца сентября она выросла в 1,5 раза. Для сделки с регионами компания оценена примерно в 30 млрд руб. Но регионы выделяют именно столько, сколько надо для выживания компании. «Ютэйр» платит там налоги, зарплаты, обслуживает нефтяные компании. Ее вертолетный бизнес высокомаржинален, компания уникальна и в потенциале может стоить значительно дороже, говорит аналитик Газпромбанка Михаил Ганелин.