Кто заплатит за электричество на Дальнем Востоке

Производители и потребители энергии просят не повышать тарифы в европейской части России и Сибири
Производители энергии ищут, кто заплатит за развитие энергетики Дальнего Востока
Производители энергии ищут, кто заплатит за развитие энергетики Дальнего Востока / Виталий Аньков / РИА Новости

Регион остался вне реформы РАО «ЕЭС России», для его развития не были привлечены частные инвестиции, напоминает главный эксперт ЦЭП Газпромбанка Наталья Порохова. В 2008–2014 гг. доля Дальнего Востока в общих инвестициях в электроэнергетику составляла всего 2% (доля выработки – 3%). На Дальнем Востоке инвестиции нужны в первую очередь для замещения устаревшей, исчерпавшей ресурс генерации, говорит представитель «РАО ЭС Востока». «По нашим оценкам, в ближайшие 10 лет необходимо заместить около 2 ГВт тепловых мощностей. Надежного электроснабжения потребует и реализация проектов создаваемых на Дальнем Востоке территорий опережающего развития, а также иных крупных инвестиционных проектов», – подчеркивает представитель «РАО ЭС Востока».

Меры по поддержке инвестиционной привлекательности Дальневосточного федерального округа (ДФО) нарушат рыночные механизмы и вынудят крупных потребителей активнее развивать собственную генерацию, говорится в письме директора НП «Совет производителей энергии» (объединяет теплогенерирующие компании) Игоря Миронова первому вице-премьеру России Игорю Шувалову (копия есть у «Ведомостей»).

Чтобы сделать тарифы на электроэнергию на Дальнем Востоке доступными, чиновники хотели включить часть стоимости электроэнергии в цену для первой (европейская часть России и Урал) и второй (Сибирь) ценовых зонах. Это часть плана по повышению устойчивости функционирования энергетики Дальнего Востока. План включает также консолидацию дальневосточных активов и рефинансирование долга «РАО ЭС Востока», введение долгосрочного ценообразования, напоминает представитель «РАО ЭС Востока».

Стоимость поддержания, модернизации и строительства новой тепловой генерации на Дальнем Востоке значительно выше, чем в европейской части России, – выше удельный расход топлива из-за устаревших мощностей, а само топливо дороже из-за сложной логистики плюс к этому погодные условия и высокая дебиторская задолженность, говорит представитель «РАО ЭС Востока».

Электроэнергия в первой и второй ценовых зонах из-за поддержки Дальнего Востока может подорожать на 2%. Это увеличит нагрузку на потребителей на 22 млрд руб. в год, говорится в письме Миронова. «Совет производителей энергии» отмечает, что энергоемкие предприятия Дальнего Востока, как правило, имеют собственную генерацию, работающую на побочных и вторичных ресурсах. А для неэнергоемких ключевыми факторами развития являются скорее не дешевая электроэнергия, а доступность кредитов, налоговые льготы, доступ к транспортной инфраструктуре и земельным ресурсам.

Поэтому уровень тарифов может быть важен только для крупных энергоемких потребителей, считает и НП «Сообщество потребителей энергии». В письме министру экономического развития Алексею Улюкаеву (копия есть у «Ведомостей») директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев предлагает считать инвестиционно привлекательным для потребителей в объединенной энергосистеме Востока (кроме населения) тариф за вычетом перекрестного субсидирования (около 13,9 млрд руб. в год), а инвестпроектам на изолированных территориях оказывать бюджетную поддержку. Миронов тоже предлагает из бюджета поддерживать конкретные проекты, а также избавляться от перекрестного субсидирования. А вице-президент «Фортума» Юрий Ерошин недавно предлагал выделить Дальний Восток в третью ценовую зону, чтобы применять здесь правила оптового рынка и реализовывать инвестмеханизмы, аналогичные ДПМ.

Минэкономразвития в целом разделяет аргументы производителей, сказал представитель министерства: нужно финансировать привлекательные тарифы на Дальнем Востоке за счет бюджета, отметил он, а источником наполнения бюджета должны стать дивиденды «Русгидро». Представитель секретариата Шувалова сказал, что в правительстве письмо получили: «Есть поручение проработать вопрос». Представитель Минвостокразвития не ответил.

Производители энергии ищут, кто заплатит за развитие энергетики Дальнего Востока