МАК разъяснил отзыв сертификатов на самолеты семейства Boeing 737

Росавиация, оказывается, давно заявляла о конструктивных недостатках этого самолета, но в связи с этим ничего не делалось
Только на Boeing 737, в частности, летает лоукостер "Аэрофлота" "Победа"
Только на Boeing 737, в частности, летает лоукостер "Аэрофлота" "Победа" / М. Стулов / Ведомости

Межгосударственный авиационный комитет 6 ноября объяснил, почему Авиарегистр МАК (АР МАК) отозвал сертификаты на самолеты семейства Boeing 737. Это заявление опубликовано на сайте комитета в разделе "Новости".  После крушения Boeing 737 17 ноября 2013 г. в Казани Росавиация неоднократно высказывалась, что причиной крушения мог стать отказ системы управления рулем высоты. Позднее ведомство уточнило свою позицию, сославшись на конструктивные недостатки самолетов этого типа. Однако с тех пор, несмотря на долгую переписку Росавиации и Федеральной авиационной администрации США (FAA), не прояснилось, безопасны ли находящиеся в России Boeing 737 или им необходима доработка. МАК не может запрещать полеты самолетов российских авиакомпаний, но вынужден был отозвать сертификаты на Boeing 737, исходя исключительно из интересов безопасности полетов и необходимости соблюдения стандартов ИКАО и международных соглашений в области летной годности воздушных судов. Также это решение было принято с учетом "отсутствия конкретных действий Росавиации в рамках своей компетенции по введению ограничений в эксплуатацию самолетов Boeing 737".

В сообщении МАК также выражена "серьезная озабоченность" в связи с тем, что "длительное время, заявляя о серьезных недостатках самолетов типа Boeing 737, непосредственно влияющих на безопасность полетов, Росавиация не информировала об этом авиакомпании и надзорные органы России". "Если данное мнение Росавиации компетентно, то вызывает тревогу, что более 20 млн пассажиров самолетов семейства Boeing 737 длительное время подвергались существенным рискам", - добавляет МАК.

Разъяснения МАКа были опубликованы утром, перед намеченным на 6 ноября совещанием в Росавиации. В нем должны принять участие председатель МАКа Татьяна Анодина, председатель Авиарегистра МАКа Владимир Беспалов, а также представители авиакомпаний - эксплуатантов Boeing 737. МАК ожидает, что на предстоящем совещании "Росавиация доведет до сведения всех заинтересованных сторон, включая эксплуатантов Российской Федерации, свою позицию о необходимости срочных доработок для обеспечения отказобезопасности системы управления рулем высоты самолетов типа Boeing 737" и что российский и американский регуляторы "незамедлительно сообщат свое совместное решение по дальнейшей безопасной эксплуатации самолетов типа Boeing 737".

17 ноября 2013 г. при заходе на посадку в международном аэропорту "Казань" разбился самолет Boeing 737 авиакомпании "Татарстан", погибли 50 человек: 44 пассажира, в том числе двое детей, и шесть членов экипажа. 19 ноября МАК огласил предварительные результаты катастрофы: крушение произошло из-за действий экипажа, которому не удалось выполнить стандартный заход на посадку в соответствии с установленной схемой.

В сентябре 2014 г. МАК сообщил, что не нашел признаков отказа систем самолета Boeing 737, разбившегося в Казани. "На основании всех проведенных работ инженерно-техническая подкомиссия сделала вывод, что на записях средств объективного контроля, а также на сохранившихся деталях, узлах и агрегатах планера, двигателей и систем, включая систему управления рулем высоты, признаки отказа авиационной техники в аварийном полете отсутствуют", - говорилось в тогдашнем сообщении комитета.

Сейчас МАК напоминает, что Росавиация с первого дня работы комиссии по расследованию катастрофы в Казани говорила, что причиной мог стать отказ системы управления рулем высоты. Росавиация также ставила вопрос о необходимости реализации государством разработчика и изготовителя самолета срочных доработок для обеспечения отказобезопасности системы управления рулем высоты самолетов типа Boeing 737, направленных на обеспечение возможности продолжения безопасной эксплуатации парка этих самолетов, напоминает МАК.

Комиссия изучила этот вопрос, были проведены разного рода испытания, которые не подтвердили отказ системы управления рулем высоты. 17 апреля 2015 г. все члены комиссии, в том числе представитель Росавиации, подписали проект окончательного отчета по результатам расследования. Документ согласовали со всеми государствами, принимавшими участие в расследовании (США, Великобритания, Бермуды, Франция). Но в июне 2015 г. представитель Росавиации в комиссии отозвал свою подпись, а руководство ведомства снова высказало мнение, что причиной катастрофы стал отказ рулевого привода системы управления рулем высоты из-за конструктивных недостатков самолетов типа Boeing 737, говорится в сообщении на сайте МАКа.

Комиссия официально обратилась в Авиарегистр МАК и сообщила о позиции авиационных властей России. Авиарегистр МАК в соответствии с Межправительственным соглашением России и США о повышении безопасности полетов незамедлительно направил запрос в Федеральную авиационную администрацию США (орган первоначальной сертификации самолета типа Boeing 737) о подтверждении соответствия самолета требованиям к безопасной эксплуатации. В ответе из США не было вывода о том, что самолеты типа Boeing 737 находятся в состоянии, обеспечивающем их безопасную эксплуатацию, отмечает МАК.

Копия письма руководителя АР МАКа Беспалова на имя руководителя Росавиации Александра Нерадько и замруководителя FAA Пегги Гиллиган о приостановке действия сертификатов была опубликована на сайте МАКа, но вечером в четверг ее удалили. МАК сообщал, что действие всех ранее выданных сертификатов на Boeing 737 приостановлено до получения совместного подтверждения Росавиации и авиарегулятора США (FAA) о безопасном состоянии находящихся в нашей стране лайнеров. Решение Беспалов объясняет тем, что Росавиация и FAA больше года вели переписку о необходимости доработать системы управления рулем высоты Boeing 737, но информации о доработках нет. «Топ-менеджеры [«Аэрофлота»] не могут объяснить это решение не чем иным, как местью со стороны Плешаковых», – сказал "Ведомостям" близкий к госкомпании человек. Бессменным председателем МАКа с 1991 г. является Татьяна Анодина – мать крупнейшего акционера (46,55%) «Трансаэро» Александра Плешакова. «Неделю назад был отозван сертификат «Трансаэро» – крупнейшего эксплуатанта Boeing 737 в России. И вот, по сути, акционер компании решает остановить эти самолеты – вывод делайте сами», – говорит федеральный чиновник.

Росавиации известно о решении МАКа, но оригинала письма в ведомстве еще нет, а руководство комитета на связь не выходит, говорил в четверг представитель Росавиации. Руководитель ведомства Нерадько напомнил "Ведомостям", что запретить полеты в России могут только федеральные органы исполнительной власти. В отношении самолетов Boeing 737 они этого не делали.