«Газпром нефть» предлагает новые льготы на шельфе

К этим проектам должен применяться повышаюший коэффициент при расчете налога на прибыль
Шельфовые проекты более капиталоемкие по сравнению с проектами на суше и предполагают мультипликативный эффект во всех отраслях, пишет гендиректор «Газпром нефти»
Шельфовые проекты более капиталоемкие по сравнению с проектами на суше и предполагают мультипликативный эффект во всех отраслях, пишет гендиректор «Газпром нефти» / ОАО «Газпром нефть»

Гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков в письме вице-премьеру Александру Хлопонину предложил применять при расчете налога на прибыль повышающий коэффициент к затратам на поиски и оценку шельфовых месторождений в Арктике; это поможет стимулировать геолого-разведочные работы (ГРР) (копия документа есть у «Ведомостей»). Механизм сейчас обсуждается министерствами, но планируется, что он будет применяться только для месторождений на суше.

«Роснефть» договорилась осваивать Арктику с ExxonMobil, Eni, Statoil. Они брали на себя финансирование геологоразведки. Инвестиции в арктические участки «Роснефти» в ближайшие 20–25 лет Минэнерго оценивает в $500 млрд. В 2014 г. проекты подпали под западные санкции, и пока компании откладывают работы.

Дюков считает, что необходимо учитывать особенности проведения ГРР на шельфе. Проекты здесь имеют низкую инвестиционную привлекательность, технические условия геологоразведки сложны из-за географических и климатических особенностей. Шельфовые проекты более капиталоемкие по сравнению с проектами на суше и предполагают мультипликативный эффект во всех отраслях, пишет гендиректор «Газпром нефти». В правительстве прорабатываются разные варианты стимулирования ГРР, в том числе и этот, сказал представитель Хлопонина. Представитель «Газпром нефти» не ответил на запрос.

Чтобы оценить предложение компании, нужно проанализировать финансово-экономические модели разработки месторождений на шельфе с учетом уже предоставленных льгот, а также с учетом повышающего коэффициента к расходам на ГРР в различных налоговых условиях, сообщал министр природных ресурсов Сергей Донской в письме правительству в начале ноября (копия письма есть у «Ведомостей»). Минприроды пока ждет эту информацию, сказал «Ведомостям» Донской. «В целом Арктика – приоритетное направление, поэтому дополнительные стимулы здесь нужны», – отметил министр. По его словам, из-за сокращения финансирования для шельфа Арктики может быть предусмотрен повышающий коэффициент – 2. Буровые работы на шельфе в этом году сократились на 50%.

Предложения министерств

Минэкономразвития считает, что нужно вернуться к рассмотрению вопроса о предоставлении права на вычет затрат на ГРР при исчислении НДПИ, а также о мерах неналогового характера (например, субсидирование проведения ГРР в регионе) с учетом изменившихся экономических условий, говорится в письме Донского. Минэнерго предложило механизм консолидации финансового результата проектов при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль для новых морских проектов.

В сентябре Донской рассказывал, что завершается работа над документом, который определит размер вычетов из налога на прибыль для проектов на суше. Ранее Минприроды и Минэкономразвития предлагали применять коэффициент 3,5 – для Дальнего Востока, 2 – для России в целом, кроме шельфа. Представитель Минфина не ответил на запрос. Минэкономразвития считает целесообразным стимулирование ГРР, сказал его представитель. Работа в этом направлении ведется, сказали представитель Минэнерго и Минэкономразвития (см. врез).

Минфин вряд ли поддержит предложение «Газпром нефти», считает управляющий директор Vygon Consulting Григорий Выгон. Шельф уже получил много налоговых льгот, а новые преференции могут оказаться слишком затратными для бюджета – одна поисковая скважина на шельфе может стоить более $200 млн, говорит он.

«Газпром нефть» больше других компаний заинтересована в этих вычетах – она уже ведет добычу на Приразломном месторождении, отмечает аналитик «Уралисиб кэпитал» Алексей Кокин. Это первый российский проект в Арктике (добыча началась в декабре 2013 г.). Предусмотрено бурение 36 скважин. Пока проект работает в минус – чистый убыток владельца лицензии на месторождение ООО «Газпром нефть шельф» в 2014 г., по данным «СПАРК-Интерфакса», – 3,3 млрд руб.

Необходимо доинвестировать зрелые месторождения – это более перспективно и менее рискованно, чем вложения в шельф, говорил недавно министр экономического развития Алексей Улюкаев. «Это та добыча, которая дает максимальный налоговый эффект, потому что шельф у нас полностью безналоговый», – объяснял он (цитата по «Интерфаксу»). Сейчас правительство обсуждает переход на два новых налога – на финансовый результат (НФР, предусматривает льготы для выработанных месторождений) и на добавленный доход (НДД). «Многие геологи считают, что вторая Западная Сибирь в России сосредоточена не в Восточной Сибири, не в Арктике, а в глубоких горизонтах Западной Сибири, где почти нет налоговых льгот», – заключает Выгон.

Шельфовые проекты более капиталоемкие по сравнению с проектами на суше и предполагают мультипликативный эффект во всех отраслях, пишет гендиректор «Газпром нефти»