Знакомый Фридмана занялся железнодорожными перевозками

Экс-владелец холдинга «Русские масла» Александр Курт купил 10% акций «Нефтетранссервиса»
В парке «Нефтетранссервиса» 56 773 вагона (35 828 из них – полувагоны, остальное – цистерны)
В парке «Нефтетранссервиса» 56 773 вагона (35 828 из них – полувагоны, остальное – цистерны) / NefteTransService

Бывший гендиректор и сооснователь «Нефтетранссервиса» Александр Тертычный продал 10% NTS Holding Plc (владеет 100% железнодорожного оператора «Нефтетранссервис», НТС) бизнесмену Александру Курту, сообщил в четверг «Интерфакс». Источник «Ведомостей», близкий к компании, это подтвердил. Представитель НТС от комментариев отказался.

Сумму сделки собеседники «Ведомостей» и «Интерфакса» не раскрывают. В начале 2013 г. один из организаторов IPO «Нефтетранссервиса» (которое так и не состоялось) оценивал компанию в $1,4–1,8 млрд. Тертычный заявил «Интерфаксу», что эту сумму нельзя сейчас брать за ориентир стоимости сделки. С 2013 г. ставки аренды на вагоны существенно упали, поэтому сейчас акционерный капитал «Нефтетранссервиса» не может стоить больше $500 млн, считает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Таким образом, 10% акций оператора могли обойтись Курту в $50 млн.

«Нефтетранссервис» – четвертый оператор в России по Infoline Rail Russia TOP по итогам первого полугодия 2015 г. В парке компании 56 773 вагона (35 828 из них – полувагоны, остальное – цистерны). Компания также оперирует 53 локомотивами. В первом полугодии на долю компании пришлось около 8% общего грузооборота. Финансовые результаты оператор не раскрывает.

Больше вагонов

100000 вагонов – такова была цель «Нефтетранссервиса» по увеличению парка, говорилось в материалах компании к IPO

Тертычный владел 10% НТС через кипрскую компанию Miswaki Holding Ltd. Акционерами NTS Holding также являются Алексей Лихтенфельд (владеет 22,5% минус 1 акция через Linacova Ltd), у Glovin Ltd Вячеслава Аминова – 35,5% минус 1 акция и 32% минус 1 акция – у Tonsina Ltd Вадима Аминова. В начале года Тертычный покинул пост гендиректора НТС, который занимал восемь лет, руководителем был назначен Артем Поляков, который прежде работал гендиректором украинского «АрселорМиттал Кривой Рог». Тертычный какое-то время еще входил в совет директоров оператора, но потом оставил и его. Знакомый Тертычного говорит, что причиной выхода бывшего совладельца НТС могли стать его планы по организации собственного операторского бизнеса.

Курт – давний знакомый совладельца «Альфа-групп» бизнесмена Михаила Фридмана. До 2011 г. был совладельцем 100% холдинга «Русские масла». Он его продал Kernel Holding S.A. украинского бизнесмена Андрея Веревского. Курт в 2013 г. вместе с Фридманом и другими бизнесменами участвовал в пешем паломничестве по пустыне Арава в Израиле в честь праздника Песах.

Новый акционер «Нефтетранссервиса» приобрел актив достаточно недорого, но вырастет ли стоимость этого пакета, непонятно, рассуждает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Этот актив вырастет в цене, если продолжат расти ставки аренды и будет либерализован рынок локомотивной тяги.

Крупных сделок на рынке железнодорожных перевозок в последнее время немного. Последняя была в начале года. Рубен Варданян и его партнеры купили 40% в железнодорожном операторе «Балттранссервис» у «Н-транса». Сумма сделки также не разглашалась.