«Ашан» открыл первые «магазины у дома» в Москве

Это его первый опыт работы в малом формате торговли в России
«Ашан» дебютирует в малом жанре
«Ашан» дебютирует в малом жанре / М. Стулов / Ведомости

Третья по обороту розничная сеть в России – французский «Ашан» начал развивать в Москве новый для себя формат «магазинов у дома» под вывеской «Каждый день» и уже открыл четыре таких магазина, рассказал «Ведомостям» гендиректор ритейлера Вильгельм Убнер. Около половины их ассортимента – собственные торговые марки ритейлера.

Об интересе французской компании к магазинам шаговой доступности Убнер заявлял еще год назад. «Наша задача – присутствовать во всех моментах жизни людей, и для этого нам нужно быть в интернете, на первых этажах домов, в больших торговых центрах, куда люди приезжают в выходные», – объясняет Убнер. Впрочем, пока, по его словам, формат «магазинов у дома» «Ашан» только тестирует: «Надо еще поработать с точки зрения рентабельности». Конкретные планы по открытию магазинов на первых этажах жилых домов появятся лишь после того, как модель этого проекта «стабилизируется». В частности, предстоит разобраться с организацией логистики, которая у «магазинов у дома» иная, чем у гипермаркетов.

До сих пор сам «Ашан» открывал в России только гипермаркеты. Зато другая российская «дочка» Auchan Groupe – «Атак», специализирующаяся на супермаркетах, развивает еще и сеть более компактных магазинов под брендом «В шаге от вас», напоминает начальник отдела стрит-ритейла компании JLL Юлия Назарова. Под этот формат «Атак» выбирает помещения площадью 200–500 кв. м в спальных районах, уже открыты три магазина, рассказывает консультант. Похожие площадки ищет и «Ашан» под свой новый проект, знает Назарова. Среди уже открытых магазинов «Каждый день», по ее данным, помещения по адресам: Краснобогатырская, 77, и Черкизовская, 32.

Порядочный рост

В 10 раз увеличилось количество «магазинов у дома» в Москве за 10 лет: со 100 в 2005 г. до 1000 на 1 апреля 2015 г., подсчитали эксперты Knight Frank. Общее число продуктовых сетей в Москве выросло за то же время с 21 до 48, а сетевых продуктовых магазинов – в 3,2 раза до 2106.

Силы в этом формате пробуют и другие крупные сети.

В августе этого года об изменении стратегии развития объявила петербургская сеть «О’кей»: она отказалась от активного расширения сети гипермаркетов в 2015–2016 гг. и сосредоточилась на новом проекте магазинов-дискаунтеров под брендом «Да!». До конца 2015 г. компания обещает открыть 35 таких магазинов.

Российское подразделение германской Metro Cash & Carry тестирует магазины малого формата (бренд «Фасоль») с 2012 г.: первые точки компания открывала сама, а затем доверила проект партнерам-франчайзи. Средняя площадь магазинов – 80–150 кв. м, часть ассортимента франчайзи обязаны закупать в торговых центрах Metro, говорил весной 2014 г. гендиректор сети в России Питер Бооне. Под брендом «Фасоль» уже работает 75 торговых точек, но их может быть намного больше: в сентябре Metro открыла в Московской области склад, мощности которого рассчитаны на обслуживание до 400 магазинов «Фасоль».

Самое сложное в развитии сети маленьких магазинов – это работа с их ассортиментом, говорит старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева: «Необходимо найти баланс между разнообразием ассортимента и потребностями именно той покупательской аудитории, которая проживает рядом с магазином». Подобные сложности возникали у крупнейшего российского ритейлера «Магнит», когда он выходил в Москву, вспоминает она: «Концепция магазинов, работавших в Южном федеральном округе, заметно отличалась от того, что было востребовано в Москве». В начале 2014 г. гендиректор «Магнита» Сергей Галицкий признавался, что в Москве сети пришлось прибегнуть к «ценовым интервенциям», что подорвало рентабельность по EBITDA всей компании в I квартале 2014 г.

Высока и конкуренция за качественные помещения под магазины малого формата, добавляет Назарова. К примеру, «Дикси» готова рассматривать площадки от 250 кв. м и оплачивать аренду по «хорошим ставкам», так же действуют «Магнолия», «Покупай», «Перекресток экспресс» и другие, в том числе несетевые, операторы, перечисляет консультант. Конкурировать приходится и с ритейлерами других специализаций, добавляет она, собственники помещений не всегда готовы сдавать их под продуктовые магазины, иногда можно заработать больше, разделив помещение на блоки.