Стремление сэкономить приводит российских покупателей в зарубежные интернет-магазины

Там совершается более половины всех онлайн-покупок
Стремление сэкономить приводит российских покупателей в зарубежные интернет-магазины
Стремление сэкономить приводит российских покупателей в зарубежные интернет-магазины / С. Портер / Ведомости

Более половины рынка онлайн-покупок (по количеству отправлений) могут занять в этом году зарубежные онлайн-ритейлеры – такой прогноз сделал в понедельник президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. В 2014 г. россияне заказали в онлайн-магазинах в общей сложности 235 млн посылок и этот показатель скорее всего не изменится, сказал он «Ведомостям». Но доля внутренних отправлений будет сокращаться, а трансграничная торговля серьезно вырастет, ожидает он. В прошлом году российские граждане получили из-за рубежа около 75 млн посылок от юридических лиц, в этом году их может быть уже 110–120 млн – более половины рынка. Причем более 3/4 из них – посылки из Китая.

В деньгах соотношение иное: внутренний рынок онлайн-торговли в денежном выражении больше, признает Иванов. В зарубежных онлайн-магазинах средний чек по итогам этого года может снизиться с $30 до $25–27 – растет доля более дешевых китайских товаров. А в магазинах рунета средний чек в 2014 г. был на уровне $100 и в этом вряд ли снизится менее чем до $70, считает он.

Зарубежным онлайн-магазинам далеко до 50% российского рынка, если считать в деньгах, но по темпам роста они опережают российских конкурентов, подтверждают данные Data Insight (см. врез).

Темпы отличаются

В первой половине 2015 г. россияне приобрели в отечественных онлайн-магазинах товаров на 305 млрд руб. (+28% год к году), а в зарубежных – на 65,05 млрд руб. (+81%). За весь год рынок трансграничной онлайн-торговли составит около 160,9 млрд руб. (+92%), прогнозирует партнер Data Insight Федор Вирин, из них 108,56 млрд руб. – покупки в китайских интернет-магазинах (годом ранее – 45,83 млрд руб.).

Росту популярности трансграничной торговли способствуют сокращение сроков доставки, широкий выбор недорогих покупок и наличие товаров, которые по тем или иным причинам отсутствуют в России, указывает представитель «Связного» Мария Заикина. Но рост популярности иностранных интернет-магазинов не значит, что клиенты отказываются от покупок на российских площадках, просто аудитория онлайн-покупателей расширяется, считает Иванов из НАДТ: «Как правило, после двух покупок в китайском интернет-магазине следующая делается в российском».

Входящий в Alibaba Group китайский онлайн-ритейлер AliExpress, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли, стал в 2014 г. крупнейшим в России международным интернет-магазином, в июле – декабре 2014 г. он обслуживал в среднем по 15,6 млн российских интернет-покупателей в месяц. В июне 2015 г. в России заработал еще один крупный интернет-магазин из Китая – JD.com, о выходе в Россию заявил и китайский интернет-ритейлер DHgate.com.

Трансграничные операции занимают все большую долю в российской электронной торговле – таких покупок уже больше 50%, передал через представителя управляющий партнер ГК «220 Вольт» Алексей Федоров. «Китайские магазины уводят у российских аудиторию, а не расширяют ее», – спорит он с Ивановым. Зарубежные онлайн-ритейлеры дают более привлекательную для российского покупателя цену, поскольку не платят пошлин и налогов в России, покупатели же после падения курса рубля стали более чувствительны к цене и меньше задумываются о бренде, объясняет Федоров. Средний чек у таких компаний тот же, что и в прошлом году, – 500–700 руб., тогда как в официальных российских интернет-магазинах он растет и сейчас находится в диапазоне 11 000–15 000 руб., указывает исполнительный вице-президент «Евросети» Виктор Луканин.

Ozon.ru не замечает обострения конкуренции с зарубежными онлайн-ритейлерами: покупка товара за границей – это все-таки «другое решение по части гарантии качества, сервиса, ассортимента, доставки», убежден гендиректор компании Дэнни Перекальски. Российских покупателей часто останавливают необходимость долго ждать доставки товара, языковые барьеры, отсутствие полноценного сервиса, на руку российским интернет-магазинам сыграла и девальвация рубля, согласна представитель группы «Детский мир» Надежда Киселева.