Биржевая торговля газом в Европе может заменить долгосрочные контракты «Газпрома»
В ближайшие 10 лет концерну придется менять подходы к ценообразованиюЧтобы сохранить свои позиции на газовом рынке Европы, «Газпрому» придется радикально менять подходы к ценообразованию и торговле газом, отмечают в своем исследовании Институт энергетики Высшей школы экономики и Институт энергетических исследований (ИНЭИ) РАН. Компания станет постепенно снижать для клиентов обязательство «бери или плати» и увеличивать спотовую индексацию цен, а в перспективе на смену большинству ее долгосрочных контрактов придет краткосрочная биржевая торговля. Представитель «Газпрома» не ответил на запрос.
В последние 10–15 лет «Газпром» экспортировал в Европу газ по долгосрочным контрактам с нефтяной привязкой, в которых 85% объемов продавалось с условием «бери или плати». «Газпром» верил, что из-за падения собственной добычи и спроса со стороны энергетиков Европа будет потреблять все больше импортного газа. По прогнозу ВШЭ и ИНЭИ РАН, добыча в Европе в 2015 г. снизится к уровню 2005 г. на 103 млрд куб. м и составит 226 млрд куб. м. Но и потребление в Европе только с 2010 г. уменьшилось на 137 млрд куб. м до 460 млрд куб. м в 2014 г. Европа сделала ставку на энергосбережение и возобновляемую энергетику – ее использование с 2014 г. выросло на 73%. А доля газа в генерации снизилась до 16% с 21% в 2005 г. Падение спроса на газ привело к тому, что в 2012 г. его импорт в Европу оказался ниже обязательств по условию «бери или плати» перед всеми импортерами. Покупатели стали подавать иски в арбитражи, требуя снизить эти обязательства и привязать цены к спотовым индексам, а не к нефти, так как на биржах газ в последние годы стоил дешевле, чем по долгосрочным контрактам.
Европейские компании, такие как Statoil и GasTerra, пошли на уступки, снизили «бери или плати» и ввели спотовую индексацию. Ожидается, что по итогам 2015 г. у Statoil 75% поставок будет со спотовой индексацией. По оценке ВШЭ и ИНЭИ РАН, в 2014 г. в Европу поставлялось лишь 25% газа с чисто нефтяной индексацией, в то время как в 2005 г. этот показатель превышал 50%.
«Газпром» сохранил нефтяную привязку, в отдельных случаях снизил «бери или плати», а по спотовым ценам согласился продавать газ сверх обязательных объемов, отмечается в исследовании. Частичная спотовая индексация на все объемы была введена только для французских и немецких клиентов «Газпрома». Но компании все равно пришлось снижать цены, предоставляя скидки.
С 2009 г. по июль 2015 г. «Газпром» 65 раз пересматривал контракты с 30 компаниями, в том числе через арбитраж, подсчитано в исследовании. В итоге к лету 2015 г. спотовые цены и цены по долгосрочным контрактам с нефтяной привязкой практически сравнялись. На начало июля 2015 г. еще восемь компаний требуют пересмотра цены, и четыре из них уже обратились в суд.
При неизменности формул средняя цена экспорта в Европу в 2014 г. была бы не $355 за 1000 куб. м, а на 25%, или на $90, выше, посчитали эксперты. «Газпром» в 2014 г. экспортировал в Европу 160 млрд куб. м. Его выручка на этом направлении составила $56,8 млрд, а могла бы быть на $14,4 млрд больше.
По оценке экспертов, к 2025 г. потребление газа в Европе вырастет в лучшем случае на 20–80 млрд куб. м. Собственная добыча снизится еще на 40 млрд куб. м. Но появятся новые поставщики, в том числе СПГ из США. Переизбыток потенциального предложения ведет и к пересмотру прогнозных цен. Если раньше они к 2025 г. ожидались на уровне до $400 за 1000 куб. м, то теперь в диапазоне $270–300.
К этому моменту закончится половина долгосрочных контрактов «Газпрома». Большинство из них заменит краткосрочная биржевая торговля. Если в 2012 г. «Газпром» экспортировал по долгосрочным контрактам 180 млрд куб. м и 120 млрд куб. м из них по условию «бери или плати», то к 2025 г. поставки по долгосрочным контрактам уменьшатся до 120 млрд куб. м, а по условию «бери или плати» – до 80 млрд куб. м, прогнозируют эксперты. Это половина нынешнего экспорта в Европу. Чтобы увеличивать продажи, «Газпрому» придется развивать спотовую торговлю, возможно, только благодаря ей концерну удастся загрузить новые нитки «Северного потока».
В середине сентября компания провела первый аукцион, продав 1,23 млрд куб. м с поставкой по «Северному потоку». Эта практика может быть расширена, в 2016–2017 гг. через аукционы может быть продано до 10% от общего экспорта, сказал зампред правления концерна Александр Медведев.
Снижение «бери или плати» приведет и к уменьшению общих поставок по долгосрочным контрактам, что лишит надежности покупателей, уверен замдиректора ФНЭБ Алесей Гривач. Полный отказ от «бери или плати» без замены на иной механизм, гарантирующий объем поставок, невозможен, ведь в этом случае производители не смогут рассчитывать свои долгосрочные инвестиции в добычу, полагает он. В то же время практика последних лет показала, что долгосрочные контракты и «бери или плати» в полной мере не защищают поставщиков. Трейдеры могли отбирать газ, затем дешевле продавать его на бирже, снижая спотовые индексы. Это давало им основания требовать в переговорах или в арбитражах возмещения ущерба в виде ретроактивных платежей, указывая, что спотовые цены были ниже цен по долгосрочным контрактам. Тем самым они могли манипулировать рынком, считает эксперт.