«Лукойл» может продать свои акции, чтобы профинансировать проекты
Президент «Лукойла» Вагит Алекперов рассказал, что квазиказначейский пакет может быть использован для привлечения денег под крупные проектыВариант продажи прямому инвестору предполагает дисконт по сравнению с публичной продажей, отмечает аналитик Газпромбанка Александр Назаров. К тому же «Лукойлу» сейчас нет необходимости привлекать средства. «У компании нет таких проектов, которые она не могла бы профинансировать из операционного денежного потока при текущих ценах на нефть», – говорит он. Решение о судьбе квазиказначейских акций, вероятно, будет принято с появлением новых крупных проектов и ростом цен на нефть, добавил эксперт.
Пакет квазиказначейских акций «Лукойла», который находится на балансе его 100%-ной «дочки» – Lukoil Investments Cyprus Ltd., является гарантией финансовой стабильности компании, сказал в интервью «России 24» президент и основой совладелец «Лукойла» Вагит Алекперов. Lukoil Investments Cyprus принадлежит 16,18%. На бирже этот пакет стоит около $5 млрд.
По словам Алекперова, есть два варианта, как им распорядиться, но окончательного решения нет. Первый – продать на фондовом рынке и привлечь средства для реализации крупномасштабных проектов. «Рынок не дает нам возможности эффективно разместить их <...> Под него [квазиказначейский пакет] всегда можно привлечь серьезные средства. Это так называемая финансовая подушка, это и гарантия в том числе для наших коллективов, что мы на взлете не остановим реализацию наших новых инновационных проектов», – сказал Алекперов.
«Лукойл» в прошлом году объявил о формировании финансового резерва. В июне 2014 г. вице-президент Леонид Федун в интервью Bloomberg говорил, что он будет создан в течение пяти лет в размере $30 млрд. Около $1 млрд он собирался привлечь на SPO в Гонконге, еще одним способом привлечения денег Федун называл продажу долей в некоторых зарубежных проектах. В августе компания завершила продажу 50% Caspian Investments Resources китайской Sinopec за $1,087 млрд. На конец июня денежные средства и их эквиваленты «Лукойла» составляли $2,7 млрд, чистый долг – $10,3 млрд.
Второй вариант, как распорядиться квазиказначейскими акциями, – это «раздать их [квазиказначейские акции] нашим акционерам», сказал Алекперов. Речь идет об их погашении, в результате чего доли нынешних акционеров «Лукойла» изменятся, пояснил источник, близкий к компании.
На прошлой неделе стало известно, что менеджмент «Лукойла» собрал контрольный пакет акций компании, после того как Lukoil Investments Cyprus увеличила долю с 11,25 до 16,18%. На конец 2014 г. у менеджмента было около 34% акций компании. Менеджеры компании несколько лет покупали акции на рынке, тратили на это дивиденды. С начала года они скупили еще 0,27% акций. Вместе с квазиказначейским пакетом получается 50,45%. Если будет принято решение о погашении квазиказначейских акций, менеджмент «Лукойла» потеряет контроль, а их доля составит 40,6%.
«Пакет [Lukoil Investments] был сформирован исторически. Компания ConocoPhillips (в 2011 г. продала свои 20%. – «Ведомости») выходила из акционерного капитала «Лукойла», и, чтобы не произошло обрушения фондового рынка при продаже их крупного пакета, менеджмент «Лукойла» делал все, чтобы его приобрести, – объяснил в понедельник Алекперов цель скупки акций. – Мы никогда (в том числе и я) не были сторонниками сделать из «Лукойла» частную компанию <...> Только публичный статус дал и дает возможность осваивать крупные проекты».
«Лукойл»
Нефтегазовая компания
Акционеры (данные компании, LSE и расчеты «Ведомостей»): менеджмент (34,27%, в том числе Вагит Алекперов – 22,94%, Леонид Федун – 9,78%), дочерняя структура компании – Lukoil Investments Cyprus ltd. (16,18%), остальные акции – в свободном обращении.
Капитализация – $31,6 млрд.
Выручка (US GAAP, 1-е полугодие 2015 г.) – $51,3 млрд,
чистая прибыль – $1,7 млрд.
Тем не менее за последние два года неоднократно появлялась информация, что интерес к «Лукойлу» проявляет «Роснефть». Сами компании это опровергали. Алекперов в интервью «Ведомостям» в сентябре 2013 г. говорил, что «Лукойл» не продается: «Вы много лет меня знаете – разве я похож на человека, который что-то продает? Нет! <...> А акции «Лукойла» я только покупаю».
У «Лукойла» есть стратегические интересы за рубежом – это Иран и Мексика. «У нас есть соглашение с министерством нефти Ирана об изучении ряда нефтеносных провинций Ирана <...> И при снятии ограничений для инвестиций на территории Ирана, надеюсь, наша компания будет наиболее подготовлена с точки зрения геологической, технологической для активного инвестиционного цикла на территории Ирана <...> Мы наблюдаем за событиями в Мексике. Мы не планировали участвовать в первом раунде, так как он не очень интересный для крупных инвесторов. Надеюсь, что второй раунд до конца года будет», – рассказал Алекперов.
Компания уже вернула порядка $5 млрд из $6,5 млрд, вложенных в проект «Западная Курна – 2» в Ираке. В следующем году она приступит к новому циклу разработки двух пластов на этом проекте.
«Лукойл» завершает программу модернизации своих российских НПЗ, в следующем году готов ввести два крупных месторождения – им. Филановского в Каспийском море и Пякяхинское в ЯНАО. В России компания давно добивается выхода на шельф Арктики. Но вряд ли решение будет принято в ближайшее время, говорил в интервью «Ведомостям» в сентябре 2015 г. Алекперов.
Заявления Алекперова порадовали инвесторов: акции «Лукойла» на Московской бирже вчера подорожали на 1,48%, отраслевой индекс MICEX вырос на 0,8%.