«Урал» сохранит производство, увеличив экспорт

Чтобы удержать производство на падающем рынке, завод наращивает поставки за рубеж
В январе – июле 2015 г. российский рынок грузовиков сократился на 46%, продажи «Урала» – на 39%, подсчитал «Автостат»
В январе – июле 2015 г. российский рынок грузовиков сократился на 46%, продажи «Урала» – на 39%, подсчитал «Автостат» / Михаил Метцель / ТАСС

Автозавод «Урал» (входит в группу ГАЗ, основная продукция – грузовики) планирует выпустить в 2015 г. около 8000 машин, рассказал его управляющий директор Виктор Кадылкин. «Плюс [по сравнению с 2014 г.] 100 автомобилей, но я не считаю, что это какой-то большой рост», – заметил он (цитаты по «Интерфаксу»).

В январе – июле 2015 г. российский рынок грузовиков сократился на 46%, продажи «Урала» – на 39%, подсчитал «Автостат» (см. график). Падение рынка и продаж «Урала» в России ожидается и по итогам года, но сохранить производство на уровне 2014 г. поможет рост экспорта, объясняет представитель группы ГАЗ. Кроме того, традиционно в IV квартале поддержку производителям коммерческого транспорта оказывают госконтракты, напоминает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

По словам Кадылкина, сейчас на экспорт «Урала» приходится 35% общих продаж «Урала». Более 94% продаж завода в странах дальнего зарубежья приходится на Египет, следует из данных «АСМ-холдинга». Причем за год доля этой страны выросла на 21 п. п. Представитель группы ГАЗ не стал это комментировать.

Всего продукция «Урала» поставляется в 12 стран, в 2016 г. их число вырастет до 20, говорит Кадылкин. «Смотрим рынки Ирака и Ирана, они тоже начинают раскрываться, – приводит он примеры. – Это традиционно были в свое время наши рынки, поэтому планируем в следующем году туда вернуться». Впрочем, общий экспорт «Урала» в 2016 г., скорее всего, останется прежним, добавляет Кадылкин. Выход на новые рынки, как правило, не дает быстрого прироста продаж, комментирует представитель группы ГАЗ: необходимо выстроить систему продаж, сформировать складские запасы.

Наращивает экспорт и крупнейший российский производитель грузовиков – «Камаз». В этом году зарубежные поставки завода увеличатся примерно на 10% до 7000 шт., говорил гендиректор завода Сергей Когогин. Но пока это не компенсирует падение продаж в России. По прогнозу компании, в 2015 г. всего будет продано 28 000–29 000 грузовиков – на четверть меньше, чем годом ранее. В 2016 г. экспорт увеличится еще больше – этому благоприятствует слабый рубль, говорит представитель «Камаза». Развитие экспорта также позволяет сделать бизнес-модель более устойчивой, замечает Беспалов.

«В 2016 г. мы смотрим пока достаточно пессимистично и скептически, потому что пока коммерческий рынок [в России] не подает признаков того, что там будет оживление какое-то», – говорит Кадылкин. Оживления инвестиционного спроса, от которого сильно зависит рынок тяжелых грузовиков, пока не наблюдается, соглашается Беспалов.

В январе – июле 2015 г. российский рынок грузовиков сократился на 46%, продажи «Урала» – на 39%, подсчитал «Автостат»